Виртуальная реальность поможет детям с СДВГ

2 / 24    RU
Наталья Фромм клинический психолог, нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Мозговичок»

VR-MOZG – новое слово в нейропсихологической коррекции. Об инновационной разработке, которая станет надёжным помощником  в восстановлении функций детской нервной системы — Наталья Фромм.

LT: Наталья, вашу разработку — VR-программу для работы с гиперактивными детьми — поддержал Фонд содействия инновациям. Расскажите о проекте подробнее.

НАТАЛЬЯ ФРОММ: В октябре прошлого года я подала заявку на получение гранта в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который оказывает финансовую поддержку молодым учёным и малым предприятиям, занимающимся научными разработками с высоким потенциалом. Из 585 участников мы оказались среди 35 победителей. Наш проект называется VR-MOZG, и это действительно уникальная разработка, пока не имеющая мировых аналогов. Виртуальная реальность только начинает свой путь в терапии и медицине: в основном её используют для работы с эмоциональной сферой, помогая клиентам в преодолении страхов, тревог и негативных переживаний. Мы же решили пойти дальше и перенести в VR-формат нашу программу нейропсихологической коррекции для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В этом году мы разрабатываем первый продукт, относящийся именно к СДВГ-нарушениям, а далее будем расширять линейку, добавляя программы для других категорий нарушений нервной системы и психической сферы.

Как вам пришла такая идея?

Для этого было сразу несколько предпосылок. Поскольку за предшествующие годы развития центр «Мозговичок» нашёл своё место в сердцах клиентов не только в Новосибирске, где мы непосредственно находимся, но и среди других жителей нашей страны, за диагностической помощью часто приезжают родители с детьми из различных городов. Некоторые клиенты остаются и проходят курс коррекции, другие же уезжают, получив только рекомендации. Но воплощать рекомендации на практике родители не могут, поскольку центры нейропсихологической коррекции есть далеко не в каждом населённом пункте. Ребёнку с СДВГ необходимо заниматься систематически, однако не все имеют возможность регулярно ездить в другой город ради занятий; дома же довольно сложно создать необходимые условия и отслеживать динамику развития ребёнка с СДВГ. К тому же далеко не каждый родитель может быть своему ребёнку одновременно и просто родителем, и еще и организатором специально развивающих его занятий.

Я решила сделать свой авторский подход
к нейропсихологической коррекции ещё более
доступным, перенеся его в виртуальную реальность

Поэтому год назад я запустила франшизу центра, чтобы нейропсихологическую помощь сделать доступной как можно большему количеству людей. В апреле прошлого года в Новосибирске открылся наш первый филиал по франшизе, а на последующей выставке в Москве я получила 32 заявки на создание центров по всей России и даже за рубежом. Но возникла большая трудность — дефицит кадров. На рынке труда крайне мало специалистов, глубоко знакомых с клинической психологией. Среди них еще меньше тех, кто умеет и любит работать с детьми. А квалифицированных нейропсихологов, умеющих работать именно с детской аудиторией – и того меньше. В своих центрах я обучаю персонал моим методикам, наработанным за 20 лет стажа работы в сфере нейропсихологии, неврологии, психиатрии и физиологии, но это слабо спасает при таком кадровом голоде. Поэтому я решила сделать свой авторский подход к нейропсихологической коррекции ещё более доступным, перенеся его в виртуальную реальность. Сейчас мы сотрудничаем с Институтом медицины и психологии НГУ. Я выступаю автором и руководителем проекта по разработке VR-тренажера при поддержке и кураторстве декана факультета психологии НГУ.

Что на практике представляет из себя VR-MOZG?

Это программное обеспечение для компьютеров и мобильных телефонов на базе виртуальной реальности. Каждый пользователь сможет создать свой личный кабинет, в котором будут задания в виртуальной реальности для ребенка, методические рекомендации для родителя, а также может отслеживаться динамика развития ребенка. То есть в любой точке мира, в любое удобное время ребёнок или взрослый могут проходить программу в формате игрового квеста, надев очки виртуальной реальности и погрузившись в процесс по факту коррекционных, а по форме – игровых и общеразвивающих занятий, где ребёнка на протяжении всех его приключений сопровождает наш Мозговичок. Ребёнок делает нужные для развития его мозговых структур упражнения и попутно узнаёт интересные факты о том мире, в котором мы все с вами живём (о городах, странах, истории, культуре, творческих и научных достижениях и т. д). 

В любой точке мира, в любое удобное время ребёнок
или взрослый могут проходить программу
в формате игрового квеста

Пока мы отрабатываем методику коррекции нарушения общего внимания, моторики, расторможенности и трудностей в процессе обучения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для занятий достаточно VR-очков и джойстиков. В дальнейшем мы планируем подключить сенсорные перчатки и носочки для более точечной проработки двигательной сферы. Пилотный запуск программы VR-MOZG для персональных пользователей запланирован к 1 июня, Дню защиты детей, а к 1 сентября, Дню знаний, мы планируем довести сервис до возможности интеграции его в образовательные учреждения. В целом личный кабинет и задания будут персонифицироваться, чтобы каждый мог получить максимум пользы с учётом первичных исходных данных состояния. 

Кроме СДВГ, программы реабилитации и коррекции для каких ещё нозологий вы планируете перенести в VR?

На текущий год у нас запланирована отладка коррекции двигательных нарушений и нарушений двигательного внимания. В следующем году планируем добавить модули, позволяющие развивать мелкую моторику рук и артикуляционный аппарат, внедрить в сервис технологию распознавания речи (причём речи именно с дефектами произношения), а также алгоритмы компьютерного зрения и искусственного интеллекта, чтобы программное обеспечение могло не только работать с ребёнком по общим специальным алгоритмам, но и помогать ребёнку выстраивать внутри сервиса развитие собственного диалога, расширять словарный запас, формировать правильную грамматическую структуру речи. А это всё станет заделом для разработки через два-три года сервиса, позволяющего помогать, в том числе, детям и подросткам с аутизмом и расстройствами аутистического спектра. Это, конечно, более сложная категория лиц для создания архитектуры программного обеспечения, позволяющего быстро адаптироваться к поведению ребенка с аутизмом или РАС, и при этом выдавать такие алгоритмы, которые будут, с одной стороны, учитывать общий путь коррекционной программы, но с другой стороны, максимально индивидуально подходить к подаче информации и отслеживанию реакции на неё. Для меня как клинического психолога это большой личный профессиональный вызов – вывести все свои знания в устройство программного обеспечения, но, думаю, совместно с командой IT-разработчиков мы справимся с этой сложной, но одновременно и очень интересной, а, самое главное, очень полезной для большого числа детей задачей.

Какие вы ставите себе задачи по развитию центра «Мозговичок» на ближайшее время?

С точки зрения общего коррекционного процесса мы так и продолжим вживую заниматься с самыми сложными формами нарушений поведения. Поэтому развитие через франшизные открытия центров остаётся в планах. Но для подготовки кадров, которые смогут работать под товарным знаком «Мозговичок», будет запущен отдельный образовательный проект. Учитывая, что мы уже сейчас находимся в статусе исследовательско-разработческой компании, то, вполне вероятно, будем выходить на уровень развития в НИИ. Это, конечно, очень амбиционный проект. Но, уверена, будущая отдача от него сто́ит того, чтобы он появился. Однако первичный акцент я сейчас ставлю на развитие проекта с виртуальной реальностью, так как именно он позволит максимально масштабировать и тиражировать интеллектуальные наработки всего моего 20-летнего профессионального опыта, передать его напрямую в руки родителям детей, которые нуждаются в коррекционной помощи, и дать возможность максимально большему количеству детей лучше адаптироваться к жизни в окружающем мире и к социальным взаимоотношениям. Поэтому сейчас вектор направления деятельности моего центра будет сосредоточен не на франшизном росте, а на расширении наших услуг за счёт IT-технологий. На этот год у нас стоит цель получить резидентство инновационного центра «Сколково» и максимально развить свои компетенции в его кластерах «Медицина» и «Образование».

Инновационные технологии стоят денег, сможет ли их себе позволить среднестатистическая семья?

По стоимости наша программа вместе с оборудованием будет для потребителей значительно выгоднее, чем курс индивидуальных занятий со специалистом. Но самое главное – проходить нейропсихологическую коррекцию смогут даже те, кто живёт в других городах или не имеет возможность ездить в центр «Мозговичок». Кроме того, мы планируем поставлять VR-оборудование и ПО в кабинеты медицинских центров, а также внедрять наши разработки в детские сады и школы. Во многих крупных городах уже сейчас детские образовательные учреждения оборудованы мультимедийными классами. Но обучающих и корректирующих программ в виртуальной реальности практически нет, поскольку их разработка — очень недешёвое удовольствие. Но именно за ними будущее. Я уверена, скоро VR будет в каждом доме, как смартфон или персональный компьютер. Это перспективное направление на ближайшие годы, поэтому мы с разработчиками приложим все силы, чтобы наша программа коррекции СДВГ с помощью VR стала доступна как можно большему количеству людей.

mozgovichok.ru
VK
8 (800) 101-55-31
8-923-229-40-77
ул. Ольги Жилиной, д. 73/1
(правый берег, М «Маршала Покрышкина»)
ул. Блюхера, д. 61/1
(левый берег, М «Студенческая»)

Текст: Александра Дегтярева