Зодчество семейной жизни

8 / 23     RU
Зодчество семейной жизни
Юрий Григорьевич Марченко доктор культурологии, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Продолжаем цикл статей доктора культурологии Юрия Григорьевича Марченко о воссоздании крепкой семьи. На этот раз размышляем о естественном бытовании семьи в «трудовом и духовном союзничестве с природой». Возвращаемся к идее города-сада, некогда радушно принятой людьми, но незаслуженно забытой властями в связи с «организационно-управленческими трудностями

ДУХОВНЫЙ ПЕРЕЛОМ: НАЧАЛО

Указом президента РФ В. В. Путина от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» положено основание суверенной идеологии. Одновременно это есть и признание непригодности для будущего России навязанной нам победившим в холодной войне Западом системы либеральных установок. Идём к базовым ценностям переломного развития страны. В указе президента таковых названо четырнадцать: жизнь; достоинство; права и свободы человека; патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы; крепкая семья; созидательный труд; приоритет духовного над материальным; гуманизм; милосердие; справедливость; коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений; единство народов России.
В информационном пространстве много толкований обозначенных ценностей и, надо полагать, будет ещё больше. Идёт самодеятельная обкатка ценностей в общественном мнении, хотя официального призыва к этому не было. Логично ожидать оперативных государственных разъяснений по каждой ценности. Хотя уже из самого их списка понятно, что русская культура здесь почва и энергия всего. Например, такая ценность, как приоритет духовного над материальным – дух и смысл русской культуры и жизни. Это значит, что материалистическая, экономоцентристская модель развития общества уже не годится, мы поднимаемся к духовной, культуроцентристской. Притом ку@ьтуроцентризм здесь не какой-нибудь «общечеловеческий» или «масскультовский», но национальный, русский.

СЕМЬЯ «ГОРОДСКОГО ТИПА»

Крепкая семья на шестом месте в списке избранных ценностей. Это нисколько не умаляет ничем не заменимую роль крепкой семьи в решении практически всех важнейших проблем существования народа и государства. Крепкая семья – всему начало и венец. Известный предприниматель и общественный деятель К. В. Малофеев в своих глубоких по мысли и эмоционально горячих выступлениях о проблемах русской семьи утверждает: «Основой российской государственности является создавший её народ. Сбережение народа, его жизненных сил, рост численности, здоровье – главные цели политики». Традиции в веках и тысячелетиях формировались в типе поселения, условиях труда и быта, которых больше нет. Разрушены целенаправленно и стихийно. Мы в мегаполисах оставили землю-матушку, землю-кормилицу, землю-упокоительницу (нам ближе крематории?). Оставили деревню – делателя народа, почву и живительные соки национальной культуры, оставили трудовое и духовное союзничество с природой. Традиции – не ряженое сценическое действо, не музейные образовательные походы. Вспоминаю посещение мною в молодости Museum satului под Бухарестом. Это была искусственная румынская деревня с избами, печами, одеждой, кроватями с домоткаными постелями, инвентарём, посудой, предметами прикладного искусства, чучелами домашних животных и птиц, с телегами, плугами и многим-многим прочим. Впечатление осталось зловещее – окаменевшая жизнь, устрашающее кладбище. Потом пришлось побывать много раз в родных умерших и умирающих деревнях; бывал на депутатских сессиях, где нередко в повестке дня видел пункты «об исключении из реестра» таких-то и таких-то сельских поселений. Вместо программы восстановления, лечения деревни её хоронили. Однажды услышал по радио от одного маститого депутата зловещие слова: «Мы не можем держать деревню у каждого поля!» Роль деревни сводилась им к предприятию по производству зерна, продовольствия.

Как-то спросил я молодого отца, пошёл ли его сын?
Тот нерадостно ответил: «Пошёл, да ходить негде»

Жизненная среда мегаполисов становится всё более враждебной человеку и всему живому вообще. Многодетные семьи в мегаполисах практически невозможны. В мегаполисах чётко обозначился такой предмет потребления, как пространство на душу населения. Его становится всё меньше и меньше. Квартирная теснота дополняется растущей уличной. Как-то спросил я молодого отца, пошёл ли его сын? Тот нерадостно ответил: «Пошёл, да ходить негде». Семья вымирает, заменяется временным, мало к чему обязывающим сожительством, «гражданским браком». Всё меньше девушек и молодых женщин стремятся к семье и материнству.

НОВЫЙ УРБАНИЗМ: ДРУЖЕЛЮБНАЯ СРЕДА, КРАСОТА, ДОБРОСОСЕДСТВО

Если мы хотим возрождать традиции, то в числе самых важных государственных долговременных стратегических программ должно быть возвращение к земле, необходимость реконструкции структуры сложившихся поселений, ориентация на новые модели градостроительства. Вместо уплотнения мегаполисов и больших городов, развития агломерационного процесса – их расселение и разгрузка. Прекраснодушная фантазия, утопия? Нет!
На исходе ХIХ века англичанин Эбенизер Говард, футуролог, социолог, урбанист предложил своим соотечественникам модель «города-сада» и в первую очередь озаботился расселением Лондона, строя небольшие по численности жителей города-спутники столицы. Начался новый урбанистический процесс, ставший довольно скоро (по историческим меркам) мировым. Основной замысел Говарда заключался в соединении преимуществ города и деревни. В 1903 году в Англии был построен первый город-сад Лэчворт. Сегодня только вокруг Лондона 32 города-сада. Вокруг Стокгольма выросли подобные города. Чуть позже Лэчворта в пригороде Кенигсберга появился город-сад Ратсхоф (теперь это район Калининграда), во Франции – Тэрнье. Восстанавливая разрушенные Первой мировой войной поселения, французы разработали модель, близкую к говардовской. Первый в России город-сад – Кратово (40 км от Москвы). В 1917 году наполовину сгоревший в пожаре Барнаул решили отстраивать как город-сад. Работы продолжались до 1940 года. Площадь Текстильщиков (ныне Октябрьская) преобразовали в круг, подобный солнцу: от площади расходились лучи-бульвары, пересекаемые зелёными круговыми улицами. Из семи проектных лучей-бульваров было построено пять. Их сегодня можно видеть. Жители Бийска, Горно-Алтайска, Рубцовска высказались за переделку своих городов в города-сады. В 1923–1930 годах под Москвой был построен коттеджный посёлок Сокол. В нём введено самоуправление, и хотя посёлок стал районом столицы, самоуправление до сих пор действует. Кроме городов-садов стали строиться и пригороды-сады.
Идеи Эбенизера Говарда оказали большое влияние на мировое градостроительство. По разным мотивам (экологическим, эстетическим, историко-культурным, политическим) во многих странах стали вводиться ограничения на этажность зданий. Началось и развивается движение «Новая урбанизация», принявшее идеи Говарда.
Идеи Говарда опередили своё время, что задерживало и до сих пор задерживает их осуществление. Сильны ещё и сегодня страсти по прогрессу, НТР, культурности большого города. Возвращаясь к традициям, мы неминуемо вернёмся к земле, будем осваивать новые типы поселений. Несмотря на то обстоятельство, что былой организации труда и быта нет, мы должны, изучив суть традиций, возрождать их не археологически подробно, во всех деталях, а соответственно условиям времени. Возможны аналоги, подобия, стилизации и другие творческие подходы.

Воссоздание крепкой семьи на безальтернативной традиционной основе – проблема в высшей степени сложная, головокружительная, в короткие сроки не разрешимая. Но необходимо начинать! Здесь потребуются мозговой штурм, эксперименты, испытание моделей в отдельных регионах, конкурсные методы и многое другое. Расшевелить нужно огромную массу людей, создать интеллектуально и организационно мощную структуру, рабочий орган с отделениями, по меньшей мере, в федеральных округах. Надо начинать!                                                           

В ТЕМУ:

О возвращении к человеческой модели урбанизма говорил президент РФ Владимир Путин на Московском урбанистическом форуме. Города, которые не смогут предложить гармоничную модель развития, могут столкнуться с социальными проблемами, отметил он. По словам президента, ключ к развитию городов будущего заключается «в согласии техносферы и природы, в свободе, в создании широких возможностей для граждан, для их труда, отдыха, занятия спортом, чтобы они могли объединяться и вместе реализовывать научные, творческие, общественные, культурные проекты, чтобы в городе было комфортно всем».
Идеями города-сада Эбенизера Говарда и тенденциями современного градостроительства вдохновились в Институте генплана Москвы, где в настоящий момент реализуется проект-исследование территории площадью более 1 тыс. га в районе Вороново по заказу Москомархитектуры. Вороново-Сити, расположившийся на территории Новой Москвы за ЦКАДом, по задумке авторов соединит в себе четыре главных преимущества – рабочие места, городскую среду с кафе, парками и площадями, природу и малую этажность.
В Новосибирске в рамках программы комплексного развития территорий разработан проект нового микрорайона малой и средней этажности Клюквенный, рассчитанный на 35 тыс. жителей. Проектировщиками создано общегородское пространство с сохранением окружающей среды. Первая очередь строительства подразумевает развитие транспортной инфраструктуры и рассчитана до 2026 года.
Кто-то скажет – первые ласточки, ну а мы уверено заявляем – тенденция, которая постепенно охватывает российский строительный рынок. 
микрорайон «Клюквенный», args-nsk.ru

Текст: Анастасия Куприянова