Молиться, петь песни — и волк уйдёт

4 / 2020     RU
Молиться, петь песни — и волк уйдёт
Юрий Григорьевич Марченко доктор культурологии, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
«Три разговора о культуре» задумывались до наступления в стране и мире чрезвычайных обстоятельств. Было лишь некое предчувствие — их необходимости. Обрушившийся на всех нас камнепад действительных и мнимых угроз и тревог последнего времени всё так обострил накалил, что первым делом надо упорядочить пульс и ритм дыхания, чтобы, наконец, заговорить. Но начнём, помоги Господи!

Дьявольские приметы времени

Коронавирусные события подстрекают страхи, истерию, напряжённость. Вирус – существо бесполое, обманывающее клетку, заставляющее её воспроизводить себя за счёт ресурсов своих и убивающее организм. «Приметы диавольские, – замечает Ю. Ю. Воробьевский. – Своим образом действия вирус подтверждает представление о диаволе как небытии, обретающем реальность за счёт ворованного бытия. <…> Вирус – бич Божий, – продолжает исследователь табуированных в науке тем. – Болезни, безумие и смерть происходят в конечном итоге от греха. Наиболее ранние структуры без ДНК, а только с РНК (здесь он ссылается на свидетельство академика Ф. Я. Шипунова. – прим. автора) были обнаружены на месте Содома и Гоморры. Там, где грех достиг своего предела, там впервые и появились вирусы».
Версий возникновения нынешней пандемии несколько. Но преимущественно утверждается рукотворное, зловредное её происхождение. Многие глубокие аналитики, эксперты, учёные показывают на очередную «любезность» наших заокеанских «партнёров». Называли же серьёзные и много знающие люди историю с ВИЧ самым большим обманом и мистификацией современной американской медицины и фармакологической промышленности. Даже сами «первооткрыватели» ВИЧ — француз Люк Монтанье и американец Роберт Галло вынуждены были признать, что ничего они не открывали и вообще нет никаких доказательств тому, что это может быть вирус. Кэри Бенкс Муллис, американский биохимик, лауреат Нобелевской премии, утверждает, что не существует вообще никаких документов, подтверждающих гипотезу ВИЧ – СПИДа, и, по его словам, это является «адской ошибкой». В 1984 году американское правительство пустило отравленную дезинформацией стрелу об открытии смертельного вируса иммунодефицита, и та до сих пор отравляет человечество.
Русский народ (и другие народы России, разделившие с ним историческую судьбу), не успев восстановиться после жестоких большевистских экспериментов, в 1990-е был погружён в разлады и разрушение основ существования, которые во многом перешли в XXI век. Всякие напасти тлеют в нём, вспыхивают время от времени и взрываются. Теперь не мы одни страдаем, но и весь мир. Кто только не задаётся вопросами: что с нами происходит? кто стоит за бедами нашими?, когда же это всё кончится? А знаете, — никогда! Вспоминается случай с протопопом Аввакумом и его женою, долго и трудно выбиравшихся из суровой зимней Сибири в Москву. Изнемогла женщина, упала на жёсткий байкальский лёд и сказала: «Иди, Петрович, один, останусь тут я, иди». На попытки мужа ободрить, поднять страдалицу, возопила она: «долго ли муки сея, протопоп, будет?», «Марковна, до самыя смерти!», «добро, Петровичь, ино еще побредем», — воспрянула уже отходившая мученица.

Но дивны дела Божии и промысел Божий

Штормы социальные, политические, экономические, а с ними и мистические, налетают на страждущего человека. Не безмерные жизненные силы истрачиваются на необычную адаптацию к убыстрённо изменяющимся условиям существования. В этой обстановке особенно важно напомнить, что есть человек, эта крепость, ныне окружаемая бесчисленными неприятелями и напастями, каковы его оружие и ресурсы, чтобы оборониться от напастей, устоять. Уж точно человек не — «гвоздь» Маяковского, не недавний «винтик в гигантской машине СССР», не рыночной поры инструмент. Он – ось мира и центральный нерв его.
Слово «человек» состоит из двух корней: «чело» – лоб, «век» – время жизни, вечность. Человек – существо временное, земное и вечное, небесное, о чём читается и поётся в православном храме с заключением «и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Присно» – всегда, непрестанно, «во веки веков» – в вечности. В славянских языках встречается «словек», «цловек», где буквы «ч», «с» и «ц» заменяются одна другой. «Цловек» от старославянского – живое существо, целое, в нём сбор, собор, собрание воедино трёх ипостасей – духа, души и тела. И исцеление наступает тогда, когда все эти ипостаси в согласии, восстанавливаются к жизни, когда возвысившийся дух вновь правит душой, душа же – телом.
Человек по-гречески «антропос»: «ано» – вверх, «трепейн» – обращать, «ос» – лицо. Человек – существо, обращающее лицо своё к небу, к цели своего земного бытия и будущему жилищу. В биосфере Земли человека отличают от всех других существ величайшие дары Создателя – слово и разум. «Сколько раз о человеке разсуждаю, – писал святитель-чудотворец Тихон Задонский, – столько раз в великое прихожу удивление благости и любви Божия к человеку. <…> Воистину дивное создание Божие – «человек!» Дивный и промысел Божий о нем: создан не так, как прочие твари, но создан особливым советом Святые Троицы: «сотворим человека»; создан по образу Божию и по подобию человек. В христианской традиции человек не песчинка в бескрайнем, холодном космосе, где безличные, бездумные природные стихии капризно играют им, но создание Творца, с миссией соработничества и сотворчества на путях теозиса, обожения. Подобно Богу, сотворившему мир и всё, что в мире, человек создаёт мир-культуру, как бы продолжая миротворение, соработничая Богу. Человек на земле — путник, идущий в небесное отечество, в жизнь вечную. Но какая это будет вечность, зависит от выбора самого человека между крестоношением и богоборчеством. Ибо свободной волей наделён он. Дух устремляет человека ввысь, к горнему селению. 
Единение (триптих). Холст. Масло. 80 х 50

Каждый малейший успех даёт устойчивость

Личностный и общественный ресурс, по силе воздействия единственный и непреходящий, — совесть.
По В. И. Далю, совесть – это «нравственное сознание и нравственное чутьё», «способность распознавать качество поступка; чувств пробуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине». Несколько поколений русских людей усваивали бездуховное понимание совести. Она преподносилась им как изобретение людей, которым они могут распоряжаться в зависимости от интересов и обстоятельств. В христианской традиции совесть именуется голосом Бога, сообщающим человеку ведение (со-весть, воспринятая человеком весть от Бога). Заглушённая, спящая совесть делает человека мёртвым для добра и любви. Гаснет и чувство ответственности за дарованную жизнь, за отношение к другим жизням. Лгут бессовестные учёные, лгут бессовестные политики, судьи, «просветители» и «эксперты». И меньшой люд не отстаёт… Но руководительство совестью требует воли, требует мужества. Так, коррупционеры не терпят в своей среде совестливого и «чистого на руку», как и сквернословы – по-человечески говорящего. Честный и порядочный – он невольный укор негодяям, забота которых — в сохранении и расширении среды своего выживания. Человеку с чистой совестью, с понятиями чести, с любовью к своей культуре и Родине всегда трудно, а во времена потрясений и смуты ещё труднее сделать карьеру, пройти во властные структуры и даже очень непросто обеспечить достаток семье. Внешние невзгоды, смуты и волнения, достигая невыносимого порога, спасительно выталкивают из круговерти тщетных сует, заставляют измученного человека обратить взор внутрь самого себя, наводить порядок в расхристанной душе. И каждый малейший успех здесь даёт устойчивость, и проясняется взгляд на происходящее, устанавливается истинная цена многих вещей, по поводу которых ещё недавно было столько борьбы и страстей. Устойчивость к манипуляционным технологиям, изощрённым соблазнам и, что не пустяк, к дурным привычкам. Не надо при этом питать иллюзий: не святые мы, мир, сорвавшийся с опор, будет доставать нас, тревожить. Главное — в переносе центра своей активности на внутреннюю, духовную работу. (За стеклом в книжном шкафу у меня стоит игрушка-неваляшка, с умиротворяющими колокольчиками внутри, оставшаяся от внуков. Качается, но никогда не падает. Внутренний центр тяжести имеет… Символическая вещица!)
Святоотеческая литература полна примеров борьбы плотского и духовного начал в человеке. В каждом из нас двое – «ветхий» (плотской) и «новый» (духовный) человек. Борение их – наша судьба. Плоды победы «ветхого» сожителя – страхи, уныние, телесные и психические катастрофы, нежелание жить. «Ветхий» человек вредителен себе и обществу. И он шумит, конечно, по поводу беспорядков в нашей жизни. Вот он едет и ругает власть за колдобины и ямки на дороге, снижающие скорость его машины, но сам-то едет украсть…
Плоды победы «нового» сожителя – вера чистая, покой в душе, равновесие и при сильных социальных потрясениях, влечение к добрым делам; приходит ясное понимание, чем жизнь держится. Веру святые отцы называли «оком души, невидимое видящим». Веру, а не обрядовость, не «святошество»… Как не знать, что нездоровое общество нездорово влияет и на церковную жизнь. Впору вспомнить совет одного известного богослова: «В церковь входить надо, снимая головной убор, а не голову». Содержать надо в чистоте сердце своё, воспринимающее радости горнего мира и чувствующее зловещее дыхание преисподней.

Сердцем страдаем, размышляем, исцеляемся

Великий хирург, профессор, лауреат Сталинской премии I степени, богослов, святой Русской православной церкви В. Ф. Войно-Ясенецкий, он же архиепископ Лука, в числе трудов своих оставил после себя замечательную книжечку-жемчужину «Дух, душа и тело». Основное внимание в тринитарном человеке он сосредоточил на сердце как органе высшего познания и общения с Богом. О сердце как органе чувств люди знают давно и больше всего. Известно, что сердце человеческое «страдает», «болит», «тоскует», «сокрушается», «терзается», «негодует», «радуется», «веселится»…  Сердце вещует, сердце сердцу весть подаёт… «...Как это ни странно покажется всем, – пишет Войно-Ясенецкий, – считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познаёт. <…> Сердце – второй орган восприятия, познания и мысли». Глубокие размышления учёного, богатейшая практика великого врача убедительно подтвердили древнее знание. Сердце ещё и орган желаний, источник воли, добрых и злых намерений.
По состоянию сердца только и можно научиться различению духов и их носителей. Действие доброго, благодатного духа вселяет в сердце тихую радость, глубокий покой, теплоту, подчёркивает владыка Лука. Действие злого духа вызывает в сердце смутную тревогу, безотчётное беспокойство, жжение и холод.
Сердце нужно оберегать, буквально защищать от многообразных вторжений зла. Подобно тому как современные искусные врачи очищают сосуды и сердце от материальных загрязнений, необходимо с ещё большим тщанием проводить очищение их от нематериальных загрязнений. Для этого есть действенные средства – молитва, высокая, боговдохновенная поэзия, музыка, делание добра не по рассудку и долгу, но по любви, радость отдавания.
У современной, довольно широкой, признаемся себе, публики вышел из строя внутренний контрольно-измерительный прибор, отключилась сигнальная система, нет обратной связи и неведома цена сказанного и сделанного. Но гром когда-то грянет, и совесть «заработает» как автомобильная сигнализация в грозу, будет мучать, колоть, жечь. Остаётся учиться правильно думать и желать (установка великого И. П. Павлова).
Стоит привыкнуть, что ты не один страждешь, другие, может быть, страждут больше тебя. Жизнь любого из нас полна затруднений и препятствий. У каждого свой крест и, как бы ни был тяжёл, дан он по силам твоим.

Страшно? Молитесь и пойте песни

Человек – поставщик в психосферу мыслей и переживаний. Какие они? На что «работают»? Как они влияют на ближних и дальних? Ну и чего ждать в ответ – тоже интересно. Подсознание, утверждают гении, соединяет нас со всей Вселенной. Это к вопросу о границах нашей ответственности. Содержания «поставок», по логике вещей, складываются, «суммы» взаимодействуют, подвижное равновесие разнокачественных потенциалов сохраняет структуры, формы, жизнь. Совершенство жизни – категория колеблющаяся. В «мягкие» периоды истории – одни амплитуды и векторы духовного развития народа, в «жёсткие», как теперь, – другие. Тайны психосферы, и вмале приоткрытые, требуют от нас постоянного самоконтроля, анализа «на зло и добро» своих мыслей и чувств, что со временем станет благой привычкой. Спрашивай себя, спрашивай: «Кто ты и куда течёшь?» В христианской мысли свободная воля человека делает его и ответственным. По Ф. М. Достоевскому, человек «за всех и за вся виноват».
О комфорте и благоустройстве быта сильно-то печься не стоит. Комфорт расслабляет, им не растём. Всегда полезно уточнить: «Нужно ли то, что можно?»  Самый надёжный путь к достатку и даже к богатству – сокращение потребностей.
Неспокойно, страшно, мучают тёмные предчувствия? Молиться надо, голубчик, молиться. Молитвою мир стоит. Полезно и петь бодрые народные песни. Случай. Моя мама, Ульяна Петровна, со мною под сердцем с трудом выбиралась в вечернем бору из глубокого и топкого брода, увидела впереди на дороге сидящего большого волка… Громко запела «Ой, при лужку, при лужке» и пошла прямо на волка. Зверь прыгнул с дороги, пропустил. Пела мама до первых деревенских изб. Прожила она долгую и трудную жизнь, а её сын статью эту пишет. Человеку, занятому действительно полезным трудом, а не его офисной симуляцией, полезно помнить, нет времени на страхи, да и болеть-то ему некогда.
Старец. Холст. Масло. 70 х 50

Картины для иллюстрации предоставила московский художник Татьяна Бойко, наша землячка