Болезни цивилизации

3 / 2020     RU
Болезни цивилизации
Владимир Иванович Разуваев кандидат юридических наук
От человечества требуется демонстрация неподдельного единства, от которого зависит выздоровление и отдельного человека, и цивилизации в целом.

Что касается коронавируса и социально-экономическо-политической реакции на него. Вопрос: почему он вызывает такой отклик? Что это, страх? Или просто непонимание чего-то, что качественно отличается от обычных нозологий? И за этим тоже страх, но только не самого вреда, причиняемого коронавирусом, а вредоносной неизвестности. Мы постоянно успокаиваем себя, что коронавирус не страшнее обычного гриппа, от которого, мол, умирает гораздо больше людей, чем от этой новой заразы. Однако предпринимаемые государствами меры по борьбе с эпидемией коронавируса беспрецедентны, что говорит о том, что люди на самом деле чувствуют, что к ним подступила какая-то принципиально новая угроза.

Очень похоже, что мы имеем дело с агентом, масштаб которого равен цивилизационным параметрам, и он дал почувствовать людям свою нелокальность. И еще. Людям, скорее всего, скоро придется понять свою роль в возникновении эпидемии и воспринять этот вирус как свое порождение. Человечество, например, начинает привыкать к мысли, что его действиями может быть спровоцировано глобальное потепление и наступление других природных катаклизмов. Но люди никогда не говорили о том, что цивилизационное бытие может приводить к возникновению агрессивных форм живого, например в виде того же коронавируса.

Люди не отдают себе отчета в существе постигшего их явления. Они не пытаются построить строго научную, академически сформулированную теорию, выходящую за узкомедицинские рамки. Они просто судорожно осваивают практику борьбы с распространением коронавируса, вводя организационные, административные и даже уголовные меры преодоления эпидемии.

На самом деле, все сейчас, как обычно, хотят побороть следствие, не предоставляя себе даже труда задуматься о причинах постигшего их бедствия. А между тем Природа неутомимо будет поставлять свои антицивилизационные средства — за коронавирусом последуют другие визитеры. Для их производства не нужны будут военные биологические лаборатории: Природа не подписывала с Человеком никаких конвенций и способна производить это запрещенное людьми оружие в неограниченных пределах. Да и коронавирус, избегая мер пресечения постоянно меняет свою природу и увеличивает свой потенциал изменчивости и способности к проникновению и распространению. Все это чувствуют люди, до конца не осознавая, и от этого их страх становится только сильнее.

Сейчас созревают все условия к тому, чтобы в глубине экологического сознания построился примерно такой силлогизм:
— коронавирус — порождение антиприродной деятельности людей;
— порождение антиприродной деятельности, т. е. коронавирус, с необходимостью должен быть направлен против причинителей вреда, т. е. людей, выступая в качестве защитной реакции Природы.
— Природа начала борьбу против человека, и человек либо изменится, либо пострадает. Именно страдание избрано в качестве корректирующего средства. Если же человечество не внесет в организацию своей жизни необходимых изменений, то коронавирус, вполне возможно, выразит в этом случае готовность примерить одежды палача.

Что же в человеческой практике может так не нравиться Природе? Выбросы в атмосферу? Загрязнение почвы, океанских вод? А может быть, искать нужно совсем в другом направлении? Может быть, Природа… хочет помочь человечеству, дает ему подсказку?

Эволюция знает одно генеральное направление — вверх по лестнице системообразования: все материальные формы, в том числе и социальные материальные образования, постоянно повышают свои системные индексы. Не является исключением и человеческая цивилизация, также представляющая собой материальную систему. Объединительные процессы происходят на протяжении всей человеческой истории, и их интенсивность только нарастает. Объективных оснований для этого достаточно — экономические отношения, связывающие воедино страны и народы, информационные, транспортные, научные, культурные связи и пр. И на фоне этого жутким диссонансом выглядит накопление смертоносного потенциала государствами — участниками цивилизационного системостроительства. Мы одновременно готовы и к объединению, и к истреблению друг друга. Маргинальность ситуации, до которой дошла цивилизация, становится далее нетерпимой.

У людей от Природы нет секретов! Все, что они думают и делают, ей доподлинно известно: у нас с Природой есть непрерываемый и исчерпывающий канал связи — информация. Это общее для всего сущего явление. «Идеи носятся в воздухе» — это о предрешении истины, открываемой людьми. Но не только новые идеи прорываются, что называется, на Небо — вся порождаемая информация запечатлевается в пространстве и, становясь в конечном итоге онтологической информацией, приобретает способность к порождению материальных форм. И если информационная результирующая, формируемая людьми, выстраивается в направлении, отражающем готовность причинения ими себе вреда, то стоит ли удивляться, что Природа со всей её чуткостью откликается на невысказанный запрос человечества: вы хотите смертоносного урона для себя — таки я вам его предоставлю!

Система, не достигшая в своем естественном эволюционном развитии точки необходимого системного максимума, для того чтобы, изменившись и создав новые системостроительные механизмы, двигаться к следующей своей вершине, заметив помехи на своем пути, порождает компенсаторные механизмы различной природы и направленности, в зависимости от характера возникших препятствий. Онтологическая информация, отражающая в пространстве всю ситуацию, сама выбирает тот способ устранения помехи, который является оптимальным для определения и становления дальнейшей судьбы этой системы: Природа всегда знает выход и показывает его. В данном случае — людям, явно преувеличивающим противоречия, существующие между ними. Главный предметный урок предъявления людям коронавируса состоит в том, чтобы продемонстрировать им, что существующие между ними противоречия на самом деле отличаются от реальных опасностей и не достигли градуса, за которым следует взаимное истребление противоборствующих стран и народов и вслед за этим — самоистребление человечества.

Природа предъявляет людям их общего врага и показывает различным государствам масштаб и проявления истинной угрозы, тем самым помогая обнаружить и устранить параноидальность политического общественного сознания, нацеленного на ложные мишени. Формируя общий фронт борьбы с вирусом — а вирус изначально был выполнен таким, чтобы в одиночку с ним было не справиться, — Природа подталкивает людей к единству, если не сказать  навязывает им единство, свойственное самой Природе и утрачиваемое людьми, не мытьем, так катаньем заставляя их прибегнуть к силе системной сплоченности и тем самым помогая устранению исторически возникших различий. Что еще, как не борьба с общим врагом, может сплотить страны и народы! Не можете найти общую позитивную цель — объединяйтесь против угрозы. Главное — учитесь объединяться. Погружая людей в практику объединения, Природа уводит их с пути ложных и опасных целей, выстраивая завтрашний цивилизационный порядок, в котором будут устраняться противоречия и различия, мешающие людям становиться действительным космическим субъектом — цивилизацией планеты Земля.

Это, конечно, не значит, что завтра, предпринимая общие меры борьбы с коронавирусом, различные государства, оказывая помощь друг другу по преодолению эпидемии, или даже пандемии, поменяют в корне государственную идеологию и практику политического и даже военного противостояния, уменьшат арсенал смертоносного оружия и разработку еще более смертоносного. К сожалению, нет, конечно. Но если страны будут вынуждены объединить свои усилия вокруг общего дела, снизят градус разрушающего противостояния и тем самым дадут оптимистический знак людям и Природе, они изменят картину информационного отражения цивилизационного процесса, и если удастся достичь политической искренности в ориентации на увеличение суммы Добра в мире, то, вполне возможно, что и Природа со своей стороны снизит вирусную нагрузку и станет важным участником устранения возникшей опасности. Все просто: исчезнет причина — не будет и следствия. Осознание такого урока может изменить отношения людей не только с Природой, но и между собой. И тогда урок, который нам сейчас преподают, не пройдет даром.

Впрочем, угроза действительна и реальна уже сейчас, и уповать на политические изменения и милость Природы не приходится. На медицинскую науку возлагается миссия поиска лекарства, на врачей — оказание медицинской помощи заболевшим, а на людей — необычайно важная и трудная задача сознательно и добровольно снизить свое физическое присутствие в пространстве отношений с другими людьми: если государства должны повышать свои системные связи, то граждане — уменьшать свои контакты и непосредственное общение. И одновременно с этим предстоит выполнить действия, прямо противоположные по своему моральному вектору: убрать накал отчуждения по отношению к контактным лицам, не превращать их в изгоев. Эгоистические интересы повсюду — и на государственном уровне, и среди людей — должны стать объектом устранения: от человечества требуется демонстрация неподдельного единства, от которого зависит выздоровление и отдельного человека, и цивилизации в целом.