Моя жизнь соткана из чудес

2 / 2020     RU
Моя жизнь соткана из чудес
Екатерина Хлебникова поэтесса, член Союза писателей России
Честные, красивые, вдохновляющие – стихи новосибирской поэтессы Екатерины Хлебниковой были признаны лучшими в мире на восьмом Евразийском Литературном фестивале, организованном Евразийской творческой гильдией. Всего на конкурс в номинации «Поэзия» было подано около 2000 заявок более чем из 25 стран мира. Признание творчества Екатерины – новый покорённый Эверест в поэтической жизни Сибири.

У неё откровенный слог,
Незапутанные слова.
Она рифмует простой песок
С белым сахаром на губах.*

LT: Екатерина, как вы попали на Евразийский фестиваль? Расскажите, как проходил сам конкурс?

ЕКАТЕРИНА ХЛЕБНИКОВА: Однажды подруга спросила, почему я не участвую в литературных конкурсах. На тот момент к конкурсам у меня было совершенно ровное отношение – за свою жизнь я уже многократно побеждала в различных чемпионатах и конкурсах, начиная ещё со школы. Сейчас для меня главное – писать и видеть отклик у своих читателей и зрителей. И всё же, поразмыслив, решила, что если уж участвовать, то в конкурсе международном и крайне значимом. Просмотрела всевозможные конкурсы и выбрала фестиваль Open Eurasia Literature Festival & Book Forum от Евразийской творческой гильдии в Лондоне. Отправила заявку и практически забыла об этом – зачем томиться в ожидании? Спустя 4 месяца пришло письмо, где сообщалось, что я попала в шорт-лист. По стечению обстоятельств в тот момент я как раз была в Лондоне.
Финал конкурса проходил в Брюсселе. У нас были творческие лекции, сессии, встречи в посольстве. Поначалу товарищи по перу относились ко мне достаточно несерьёзно. Всё изменилось в тот момент, когда на встрече в посольстве я прочла свои стихи – меня стали воспринимать уже как достойного, серьёзного соперника. Когда пришёл день финала, то у меня даже закрадывались мысли, что могу рассчитывать на место в тройке победителей в номинации «Поэзия», хотя среди финалистов из 17 стран были настоящие мастодонты слова, выпустившие не по одному десятку книг.
Фестиваль проводился не с залихватским размахом, шиком и пафосом, а сдержанно, интеллигентно, с особым качеством, что в определённой мере задавало тон и общению между участниками. И все же, если сцена – это моя стихия, где из меня плещут эмоции, энергия, то существование среди такого количества творческих, амбициозных людей стоило некоторых усилий, которые не всегда заметны окружающим, но очень ощутимы для меня самой.
На финал фестиваля прилетел муж, мне была очень важна его поддержка. Результаты конкурса объявлялись в камерной, выдержанной атмосфере в большом зале, где было около 130 человек. И вот представьте ситуацию: объявляют третье место в моей номинации – не моя фамилия, второе – тоже. Мечты о выходе на сцену на каблуках начали вытесняться мыслями о салате и банкете. Но тут объявляют первое место, и звучит моё имя! Со скоростью света надеваю каблуки и лечу на сцену.
Помимо денежного приза (2000 долларов), я получила возможность издания книги в Лондоне с переводом на английский язык и хранением в Лондонской библиотеке. И это, естественно, важнее любых материальных наград. От осознания, что мою первую книгу официально издадут не в России, а сразу в Лондоне, голова идёт кругом. Сам выход запланирован на конец 2020 – начало 2021 года.

Вы с самого детства пишете стихи, – в какой момент поняли, что это будет не просто хобби, но и профессия?

Помню, в 4-м или 5-м классе, завалив экзамен по литературе, я принесла учителю свой сборник стихов – книжечку из тетрадки, – а на следующий день он вернул мне её со словами: «Катя, надеюсь встретиться с вами, когда вы будете известным поэтом» и поставил пятёрку за экзамен! Эта книжечка сохранилась у меня до сих пор и, перечитывая её, я понимаю, как это всё смешно, слезливо и неожиданно. Стихи оказались лучшим дневником памяти, сохранившим то, что творилось в голове у маленькой девочки.
Как раз после этой первой «рецензии» моего творчества и стали приходить мысли о поэзии как профессии. Дальше я начала увлекаться вокалом, участвовать в конкурсах, и стихи перешли больше в разряд хобби. Но на последнем, 5-м курсе решила подать заявку опять же на участие в литературном конкурсе. Набор был уже закрыт и меня пригласили выступить вне конкурсной программы. Я вышла, прочла, и на вручении меня неожиданно объявили победителем. Вообще, в жизни было много таких моментов, когда, продолжая писать стихи, я не особо стремилась к общественному признанию, но люди и события как будто сами находили меня.
Есть ещё одна увлекательная страница в моей биографии – участие в телепроекте «СТС зажигает суперзвезду», где мне довелось поработать с Яной Рудковской, Димой Биланом, Нюшей, Филиппом Киркоровым, Линой Арифулиной и многими другими звездами. На этот проект я попала на спор со своим другом, который был уверен, что там всё решают деньги. Когда на кастинге большинство участников пели песни Мэрайи Кэри и Селин Дион, я спела «Жил да был брадобрей», после чего Рина Арифулина, художественный руководитель проекта, пригласила меня в Москву продолжить участие. Проект стал для меня серьёзной школой жизни. Я изнутри увидела, как работает телевидение, шоу-бизнес, насколько ты должен быть работоспособным, пластичным, чтобы выжить в такой высококонкурентной среде. Но самое главное, я смогла увидеть себя со стороны, лучше понять, кто я, на что способна, и позволить себе наглость заявлять: «Я здесь».
Сэм Браун преподавала мне вокал, с Биланом мы в тёплых отношениях (несмотря на то, что писали газеты, никакого романа у нас не было), Филипп Киркоров давал нам мастер-классы по энергосбережению на больших концертах… Вообще, конечно, это незабываемое время.
Однажды друг предложил устроить квартирник, чтобы я почитала стихи, и это вызвало у меня резонный вопрос: «А кто на это придёт?» Он парировал: «Давай попробуем». В итоге пришло 40 человек. С этого начались мои попытки проводить концерты. В прошлом году состоялся большой концерт в кукольном театре Новосибирска на 230 зрителей.
Сейчас я даю концерты в основном по сибирским городам, езжу с поэтическими вечерами в Москву. Также были тёплые творческие встречи в Азербайджане, на Дальнем Востоке. Сейчас идут переговоры о большом выступлении в Тбилиси. Все эти события придают мне веру, силы и ощущение своей целостности. Внутренняя идентификация себя писателем – это важный момент перехода на более серьёзный профессиональный уровень.

Вы как-то сказали, что ваши первые стихи были об абсолютном мире в сердце.  А сейчас о чем они?

С того момента ничего не изменилось. Каким бы вам ни казалось моё стихотворение – печальным, на разрыв, смешным, лёгким, – оно о мире в сердце:

«Окружайте себя людьми,
у которых теплятся цели,
для которых в слезах «уходи»
не является правды мерой.
Кто не бросит тебя в пути,
разменявшись игрою и ложью.
Окружайте себя людьми,
теми, к ране что подорожник».

Я никогда не пишу на заданную тему или потому, что нужно написать. У меня вообще жизненное кредо – всё делать по желанию в соответствии с внутренним камертоном, и никогда – против себя.

Помимо мира, в ваших стихах ощущается свобода – насколько эта черта свойственна вам?

С точки зрения свободы выбора я считаю себя свободным человеком. Для меня вопрос моей репутации второстепенен по сравнению со значимостью свободы личного выбора. Думаю, я родилась революционером – мне сложно промолчать, когда вижу несправедливость. Всегда прямолинейна и оттого часто попадаю в ситуации, когда бежать уже поздно. В школе постоянно защищала права более слабых в классе, меня даже пытались отчислить за сломанный однокласснику нос.

Слушая ваши стихи в авторском исполнении, сложно не влюбиться не только в красоту строк и глубину смыслов, но и в тембр голоса. Вы осознаёте масштаб вашего оружия?

Большое спасибо! Не буду лукавить – да, осознаю. Такой тембр был всегда, и понимание того, что люди склонны обращать на него внимание, помогло мне выйти на сцену. Постановкой голоса я специально не занималась, поскольку хочу, чтобы прочтение моих стихов было не актёрским, а авторским. Пусть оно будет где-то менее выразительным, а где-то более вычурным, но я чувствую себя в этом органично. И, судя по наблюдениям, большинству зрителей созвучна такая подача.

И всё же, судя по роликам на YouTube, актёрскими способностями вы не обделены?

Процесс снятия роликов – это всегда приключение, азарт, экспромт, от чего я получаю огромное удовольствие. Съёмочные команды зачастую разные – мне интересно, куда будет направляться свежая фантазия творческих людей. Очень хочется встретить безумного оператора-режиссёра, с которым получится снять абсолютную поэтическую нирвану – есть множество идей, которые ждут своего часа.

«Мы каждый себя продаём», – говорите вы в одном из стихотворений. Сложно ли в этом контексте быть поэтом?

Да, мы всегда, в том или ином виде, продаём себя окружающим, включая самых близких и родных людей – продаём свои идеи, мысли, чувства… И в этом нет ничего уничижающего. Я, будучи немедийным поэтом, могу подтвердить, что поэзией можно зарабатывать на жизнь. Обоснованность этой профессии определяется тем, насколько тебе в кайф жить этим. Ты пишешь о том, что думаешь, – и либо слова складываются в мозаику рифм, ритмов и образов, либо ты всё делаешь натужно, высасываешь из пальца, и это все на поверку является фальсификатом. Мне сегодня довольно комфортно выражать свои мысли, взаимодействовать через строки с восприятием читателей и катализировать эту восхитительную химию.

Вы познакомились с будущим мужем в церкви – считаете это знаковым? Что для вас есть Бог?

Я верю в Бога, который внутри каждого из нас. Верю в благие дела, чистые помыслы. При этом не отношу себя к какой-то конкретной конфессии, просто иногда захожу в церковь, потому что там мне хорошо, там особенная энергетика.
Однажды слепая женщина, с которой я познакомилась в процессе кураторства благотворительного проекта, сказала мне, что сегодня, 14 октября, нужно непременно заехать в церковь, потому что именно в Покров незамужние девушки ставят свечки Пресвятой Богородице, чтобы встретить хорошего жениха. Я возьми да и поверь в эту историю – заехала и… встретилась глазами со своим будущим мужем. Дальше мы расселись по своим машинам, ехали рядом. На окнах тонировка, и я в какой-то момент опускаю стекло, чтобы показать: «Привет, ты мне тоже понравился». А он проезжает дальше... Неожиданный поворот. На следующий день, выйдя с работы, я нашла на своём автомобиле записку и номер телефона от него и, несмотря на смятение, отправила смс. Мы встретились тем же вечером, а спустя время в эту же дату поженились, у нас родились двойняшки Мира и Ваня. Вот такая история.
Моя жизнь вообще соткана из чудес начиная с самого детства. Это удивительные вещи! Мне кажется, я чувствую, вижу людей, словно на рентгене, и очень редко ошибаюсь, и люди мне встречаются сплошь чудесные. То же самое с желаниями. «Стоит только захотеть, можно в космос полететь» – это про меня.

Екатерина, тогда поделитесь, к каким чудесным творческим горизонтам вы сегодня идёте?

Для меня сейчас важно развивать историю с организацией поэтических вечеров. К лету этого года планирую выпустить на iTunes второй альбом стихов. С командой Творческой гильдии Лондона мы уже приступили к работе над сборником. Также планирую посотрудничать и с российским издательством, чтобы издать стихи не только на английском, но и на русском языке. Предполагаю, что это должно быть реализовано как серьёзный проект с большой менеджерской работой и медийным сопровождением.
Признаюсь, что порой я где-то сама торможу организационные процессы, понимая, что не хочу надолго отрываться от детей. Но амбиции у меня большие – надеюсь, всё случится, как я загадала.

Познакомиться с произведениями Екатерины можно в Инстаграм: e.khlebnikova_poet

* Отрывок из стихотворения Екатерины Хлебниковой «У неё откровенный слог»