«Русские сезоны» в Париже покорили Европу навсегда

7 / 2019     RU
«Русские сезоны» в Париже покорили Европу навсегда
Александр Васильев историк моды
В Год театра в России и 110-летие «Русских сезонов» Сергея Дягилева представитель Фонда Александра Васильева в Новосибирске Юри Аннов организовал выступление известного историка моды и коллекционера в театре «Красный факел».

Александр Васильев впервые для широкой публики рассказал об успехе «Русских сезонов», феномене Дягилева и влиянии русского стиля на мировую моду и искусство. В спектакле Васильева приняли участие главный дирижер НОВАТа Дмитрий Юровский, артисты балета Анна Жарова и Никита Ксенофонтов.

Провидец и пиарщик

Сергей Павлович Дягилев родился 31 марта 1872 года в Новгородской губернии в семье офицера-кавалергарда, потомственного дворянина Павла Павловича Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея и его воспитывала мачеха — дама, очень близкая к литературным кругам царской России. Она и привила маленькому Сереже огромный вкус к искусству. Мальчик рос в Перми, где жили его дедушка с бабушкой.
Фамилия Дягилев происходит от слова «дягиль» — трава, используемая в водочном производстве. У дедушки Серёжи был водочный завод настолько успешный, что позволил построить ему на свои деньги оперный театр в городе Пермь.
В 1898 году после окончания юридического факультета в Петербургском университете Сергей Дягилев вопреки ожиданиям, начинает свою деятельность в области изобразительного искусства, которым он увлёкся во время учёбы.
Молодой человек собирает автографы знаменитостей, затем он пробует себя в качестве композитора и даже сочиняет польку. Однако душа его больше всего лежит к изобразительному искусству XIX века. Дягилев пишет свою единственную книгу о творчестве Левинского, показывая, насколько глубоки его познания. Петербург становится для него местом встреч с художниками «новой волны» — Александром Бенуа, Леоном Бакстом, Николаем Рерихом — все эти творцы позднее были объединены Дягилевым в замечательное общество «Мир искусства». Журнал с одноименным названием стал издаваться на деньги русской княгини, восхищенной организаторским талантом и тонким вкусом молодого человека. В 1905 году он организовывает выставку русских художников с участием Тропинина, Рокотова, Боровиковского. Успех журнала и выставок пробил Дягилеву дорогу в высший свет — Императорские театры, где ему поручили издать специальный сборник. О Дягилеве стали говорить. Именно в Петербурге состоялось его знакомство с балетом, перевернувшее не только жизнь будущего импресарио, но и всю культуру балетного искусства.
Русский балет знаменит во всём мире. Он зародился в XVIII веке с помощью приезжих французских танцоров и долгое время принадлежал только царскому двору и служил приложением к опере. Дягилев решил нарушить эту традицию и показать русский балет европейской публике. Это и стало переломным моментом для всего дальнейшего развития школы русского балета и её узнаваемости».

Русские сезоны в Париже и их главные творцы

Анна Жарова, народная артистка РоссииВ 1906 году Дягилев покидает Россию и отправляется в Париж. Знание французского языка в совершенстве позволяет ему сразу влиться в культурное парижское богатое общество. Дягилев привозит полотна Врубеля и говорит об этом так: «Париж содрогнулся два раза — первый раз, когда привезли лаковые коробочки из Китая, и второй раз, когда привезли картины Врубеля». Это событие послужило поводом говорить о русском искусстве как о феномене и поднять его на новый уровень. До этого французы знали только о войне Наполеона с Россией да о сибирских морозах. Русский импресарио имеет грандиозный успех. Эпатировавший французскую публику один раз, он не хочет повторения. «Что вы еще можете нам показать? Чего мы еще такого не знаем?» — спросили Сергея парижские меценаты. И в следующем году Дягилев привозит совершенной новый, уникальный вид концертов русской музыки — Скрябина, Глазунова, Римского-Корсакова. Потом он организовывает череду оперных концертов, где поёт Шаляпин, что окончательно сражает публику. Но триумфа русских костюмов, декораций, оперных голосов было недостаточно меценатам, и в 1909 году Дягилев привозит в Париж труппу русского балета, которая гастролирует несколько сезонов подряд вплоть до 1929 года, когда триумфальные выступления артистов внезапно обрывает смерть великого импресарио. Он уходит из жизни в результате болезни.
Труппа «Русский балет Сергея Дягилева» имеет ошеломительный успех. В постановке и оформлении пяти балетов участвуют: хореограф Михаил Фокин, художники-оформители Леон Бакст, Александр Бенуа, ведущие танцоры русского балета Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Ида Рубинштейн. Декорации к спектаклям легли в основу новой интерьерной моды. Надо отметить еще и то, что в ту пору зародился неповторимый и узнаваемый стиль русского балетного костюма. Костюмы, в детали которых Бакст внёс элементы эротизма, органично и свежо вписываются в общую атмосферу спектаклей. Художник использует роспись тканей и украшение жемчугом. В те времена костюмы лаконичны в исполнении, скучны и неудобны для раскрепощенного движения танцоров. Балерин сковывают тесные корсеты. Именно тогда Полем Пуаре, славящимся свои талантом модельера и художника, изобретается такой аксессуар, как бюстгальтер, позволяющий танцовщице выглядеть сногсшибательно во время выступления. «Надо худеть и носить тонкие ткани», — впоследствии говорит маэстро светским дамам, введя тем самым новую моду — на стройное тело и прозрачные туники. Вацлав Нижинский первым выходит на сцену в обтягивающем трико и совершает в танце «элевацию» — момент, когда артист делает движение вверх и замирает над полом на долю секунды. Это было впечатляюще. Благодаря уникальному дару Нижинского навсегда ушел в прошлое образ балетного танцора, нужного только для того, чтобы поддерживать балерину. Нижинский входит в историю как новатор и виртуоз, разорвавший шаблоны и открывший новую пластику танца.
С каждым последующим сезоном Дягилев привносит в программу новые решения для эпатажа. Так, в 1914 году после премьеры балета «Золотой петушок» благодаря художнице Гончаровой на смену модернизму приходит авангард — новое течение в искусстве. Позднее Пабло Пикассо заявляет о себе новым эпатажным стилем и дебютирует как театральный художник в балете «Парад». В разработке костюмов к дягилевским балетам принимала участие сама Коко Шанель.
«Думается, что повторение Русских сезонов сегодня невозможно, потому что в тех сезонах была очень большая доля новизны»

Модные тренды 1910–1920‑х годов: Дягилев вдохновляет

Русский балет стал началом новой эпохи в искусстве. Тренды и силуэты, заданные артистами, навсегда меняют представление о моде. Самые популярные модельеры начала прошлого века с восхищением и трепетом превозносят русские традиции — создают вдохновлённые ими коллекции одежды и оставляют след в истории.
Великий кутюрье Поль Пуаре, который вносит глобальные изменения в модели костюмов того времени — как, например, избавляет женщин от корсета, — открыт всему новому. Русский дух, почувствованный им в театральных постановках и костюмах артистов, подвиг его на создание коллекции платьев на русскую тему — первую в мире. Для этого он привозит из России изрядное количество национальной одежды и начинает творить. Его платья покупают самые взыскательные модницы Европы. Поля Пуаре можно смело назвать эпохальным кутюрье, задавшим высокую планку всем его последователям в мире моды.
Пуаре был в восторге от русских костюмов — сарафанов, косовороток, кокошников, платков. Орнаменты и яркие цвета колоритных изделий вдохновили модельера на создание коллекции «Казань», большая часть вещей которой ушла с молотка в Париже в 2005 году. Автору этих строк посчастливилось приобрести несколько уникальных моделей.
Жанна Пакен — первая женщина-кутюрье, основавшая в начале века свой дом моды, переживает влияние русской культуры. В сотрудничестве с Леоном Бакстом она воплощает в жизнь смелые модели платьев — вечерние и повседневные — и издаёт модные альбомы дома Пакен, служащие наглядным пособием по оформлению интерьеров квартир.
В списке модельеров‑новаторов присутствуют и сёстры Калло, сделавшие платья из тонкого шёлка с изысканной вышивкой своей визитной карточкой.
Влияние Русских сезонов на мировую культуру сложно переоценить. Мы никогда не узнаем, был Сергей Дягилев талантливым импресарио или страстным ценителем родной русской культуры. Ясно одно — в том, что происходит сейчас в современном мировом искусстве, есть отголоски того времени. О нём сняты фильмы, написаны книги. За прошедшие сто лет изменилось многое. Но всегда особняком будет стоять фигура Сергея Дягилева — великого человека из далёкой Перми, заставившего Европу склонить голову перед русским талантом.