Магазин «бесчеловечный», но для людей

4 / 2019     RU
Магазин «бесчеловечный», но для людей
Михаил Матюхин генеральный директор «ДатаКрат-С»
Новосибирский магазин признан лучшим в номинации «Будущее рядом» на METRO EXPO-2019. IT-компания «ДатаКрат-С» открыла его специально для того, чтобы «обкатывать» свои программные продукты для ретейла перед тем, как выпускать их на рынок.

LT: Михаил Владимирович, давайте начнем с не самой главной, но с самой свежей информации. Ваш магазин «Фасоль» был недавно признан лучшим в этой сети: где и как это произошло?

МИХАИЛ МАТЮХИН: В конце марта в московском «Крокус Экспо» проходила выставка METRO EXPO 2019, одно из крупнейших событий в сфере продуктового ритейла в России. Там мы и представляли наше понимание «магазина у дома» (именно к этому формату относятся магазины «Фасоль») — концепцию магазина без продавца, то есть кассира. И этот формат вызвал огромный интерес у профессионалов продуктового ретейла.
В рамках выставки проходила церемония награждения франчайзи за наиболее успешные проекты «Фасоль», и наш магазин признали лучшим во всей франчайзинговой сети (более 1000 магазинов по стране) в номинации «Будущее рядом» – за разработку и внедрение сервисных и продуктовых решений. В нем внедрена программа «Электронный товаровед», установлена касса самообслуживания, бумажный документооборот почти полностью заменен электронным, налажена автоматизированная печать ценников на термокартоне и другие современные технологии. В двух наших магазинах работает пять человек, из которых один товаровед, легко справляющийся с двумя магазинами. Поверьте, для магазина площадью 100 квадратных метров и с ассортиментом в 3000 SKU это небывалый показатель. Все это – составные части более масштабной разработки, которую мы шутя называем «бесчеловечный магазин»...

Это в прежние времена были такие — с пустыми полками, очередями и злыми продавцами, а у вас-то, наверное, речь о другом?

Совершенно о другом. В торговле, как и везде, все идет к тому, что людей освободят от той работы, которую может сделать компьютер. Чаще всего он делает ее лучше, чем человек. В своей разработке, которую уже без шуток мы называем «магазин без персонала», в первую очередь устраняется человеческий фактор из системы общения с поставщиками. Технология «Электронный товаровед» составляет основу нашей системы и позволяет автоматически следить за товарными запасами и своевременно пополнять их. Компьютер сам принимает решение и, если надо, делает заказ на партию товара.

То есть дать товароведу откат и протолкнуть ненужный магазину товар на полку не получится? Вы подрываете основы…

Да, брать откаты компьютер не запрограммирован. Это только один плюс. Технология позволяет существенно повысить правильность подбора товаров для заказа. Эффективность заказов можно посчитать. Выделяются три группы товаров: товары, которые мы заказали и продали; товары, которые не продаются и лежат на полках; товары, которые мы могли бы продать, но не заказали. Это — 100 процентов, процент товаров из первой группы считаем за показатель эффективности работы. Так вот, у живого товароведа этот показатель в среднем составляет 50 процентов, а у электронного — 70 и выше.
То есть, мы говорим о том, что система анализирует продажи и заказывает именно пользующиеся спросом товары, а ненужные постепенно выводит из оборота. На складах не залеживается товар, ваши деньги в товаре постоянно работают. Более того, инвентаризация проходит в разы быстрее и проще, что тоже работает на повышение эффективности магазина.
Давайте вспомним еще и о документообороте. Кто и когда считал себестоимость этого процесса? Сколько стоит бумага, на которой печатаются огромные кипы документов между поставщиком и магазином? А их транспортировка? А хранение и утилизация? Мы посчитали. Пакет документов на одну поставку на бумажном носителе стоит 87 рублей, а электронный пакет — чуть больше 7 рублей. И таких мелочей в работе любого магазина много. Мы их знаем и устраняем, повышая эффективность магазина примерно на 40 процентов.

Звучит как фантастика…

Но это только начало. Один из самых монотонных, малопроизводительных и просто скучных видов деятельности — труд продавца на кассе. Для того чтобы избавиться от него, мы уже создали все условия. Освобожденный от рутины сотрудник может общаться с покупателями, подробно рассказывать о том или ином товаре. От этого гораздо больше пользы и покупателям, и бизнесу. В нашем магазине уже установлена специальная экспресс-касса самообслуживания с использованием разработанной нашей компанией программы товарного учета. Специальная система считывает все позиции товаров, позволяет использовать дисконтные карты и выдает расчет. Покупатель видит сумму покупки на дисплее и расплачивается банковской картой или даже с телефона по технологии Near Field Communication, сокращенно NFC. Все происходит быстро и просто, интерфейс интуитивно понятен.

И вся эта технология используется вами в «Фасоли», работающей в формате магазина для дома? Там же вечно очереди из-за дедушек и бабушек с наличкой, которые и карт-то боятся, не говоря уже про телефоны с NFC…

Во‑первых, эта технология как раз и призвана избавить относительно продвинутых пользователей банковских продуктов от упомянутых очередей. Во‑вторых, в нашем магазине мы сохраняем и обычную кассу для тех, кто не освоил современные технологии: хотите расплатиться наличными — сюда, пожалуйста. Вообще, все это только на первый взгляд выглядит чем-то для нас недосягаемым. Есть некий психологический эффект… Вот когда мы представляли эту свою систему на METRO EXPO 2019, к нашему стенду подходили люди и первой их реакцией было: «Ну, это еще не для нас — не доросли». Но уже после короткого разговора они начинают понимать, что все это вполне можно применить и у них. Больше скажу, наша система S‑Market дает возможность открыть магазин человеку далекому от торговли. Берешь франшизу, быстро обучаешься взаимодействию с системой и можешь руководить своим бизнесом даже не с компьютера, а со смартфона. Всё под контролем: поставки, ассортимент, складской учет, бухгалтерия.

То есть ваша компания совершила настоящий прорыв в сфере организации торговли?

Этот прорыв — логичное продолжение процессов, идущих сейчас во всем мире. Ретейл сейчас ищет всё новые и новые форматы взаимодействия с покупателями и поставщиками, стремится упростить все процессы, выжать максимум эффекта из каждой функции. И автоматизация торговли — обязательный элемент развития рынка. Мы в этом смысле стараемся работать на опережение, совершенствуя свою систему. То, о чем мы говорили, — только часть прорыва. Возможности нашей системы намного шире. Есть уже понимание того, что, например, цены хорошо бы гибко менять в течение дня — по времени, по группам товаров. Сегодня, когда средний чек в ритейле снижается, как и количество самих чеков, управление ценами особенно актуально. Но делать это в ручном режиме просто невозможно. Возможности нашей технологии управления ценами просто безграничны, они позволяют менять цены хоть каждый час или устанавливать даже индивидуальную цену на какой-то товар для отдельного покупателя. Для этого надо всего лишь перейти к использованию электронных ценников вместо бумажных. Представляете, какие возможности с точки зрения маркетинга это открывает для ретейла? Какие плюсы это несет покупателю?

Шутите?

Вовсе нет. У нас, к сожалению, нет традиции маленьких семейных магазинчиков, как во многих странах Европы, – таких, где продавец знает в лицо чуть не всех своих покупателей, их вкусы и прочее. Имея это в виду, для клиентов нашего магазина мы создали группу в WhatsApp, и люди активно общаются с персоналом магазина. Кто-то интересуется поступлением, кто-то даже просит оставить ему полюбившийся товар. Есть у нас один сорт хлеба, он стоит подороже и широким спросом не пользовался: буквально три человека его покупали, мы и заказывали его в обрез. И тут один из постоянных покупателей пишет в группе, чтобы ему булку оставили, а то в последний раз кто-то посторонний купил — ему не досталось. Почему бы такому лояльному покупателю не дать в следующий раз индивидуальную цену на любимую булку? Кстати, переписка в WhatsApp активизировала интерес к этому хлебу: интересно же людям, что в нем такого особенного, что даже просят припрятать. То есть такой «бесчеловечный» магазин с очень человечным подходом к покупателю.

Ну да, этакий новый формат магазина «будущее рядом с домом». Это ведь далеко не первая прорывная разработка «ДатаКрата»?

Конечно. Наша компания существует уже больше двадцати лет, мы ее создали в 1996 году. Уже через год, в 1997-м, именно мы внедрили первую в России дисконтную карту, которая считывалась автоматически. Эта карта использовалась в торговой сети «Бриз» города Кемерово. Теперь такой картой уже никого не удивишь, а ведь до той нашей разработки продавец вручную проводил операцию учета дисконта по карте. Это здорово демонстрирует тот факт, что самые, казалось бы, фантастические и необычные разработки очень быстро внедряются в нашу жизнь. Но для этого нужно соблюдать одно очень важное условие — эти разработки должны быть по-настоящему полезны.
Есть у нас и масса других технологий для использования не только в торговле, но и в ресторанном, туристическом бизнесе. Вообще, наши программные продукты универсальны и могут быть использованы на любом предприятии, в любом офисе. У нас работают программисты очень высокого класса, и мы не только можем гарантировать четкую работу установленных нами систем, но и обеспечим полное сервисное обслуживание и S‑Market, и всех остальных наших программ.