Современное искусство: как ЭТО понимать?

3 / 2019     RU
Современное искусство: как ЭТО понимать?
Анна Галеева куратор выставок, помощник директора по развитию Областной научной библиотеки
Несмотря на непонятную форму, искусство всё равно отражает нашу реальность и показывает новые смыслы для её восприятия.

LT: Что такое современное искусство?

АННА ГАЛЕЕВА: Современное искусство можно толковать как в прямом смысле, так и в идейном. В первом случае к современному искусству можно отнести творчество художника, который живет вместе с нами, вне зависимости от его стиля и подачи. Во втором — это концептуальное искусство, которое еще называют контемпорари арт. Неконцептуальное творчество обычно демонстрирует технику и мастерство художника, а смысл концепции — показать социальную тему. Причем необязательно это должны быть серьезные проблемы, связанные с демографией или бедностью, художник рассказывает о том, что его беспокоит в мире: это может быть даже проблема отключенного отопления или повышение пенсионного возраста. В этом случае автор не довольствуется демонстрацией своей техники, он берет ее, чтобы решить социальный вопрос.

Как получилось, что искусство отказалось от мастерства исполнения, оставив главным идею?

Было несколько важных исторических моментов, которые изменили роль искусства. Всё началось с изобретения фотокамеры и кино: если раньше для фиксации реальности использовались руки и кисти, то теперь с этим могла прекрасно справиться техника, которая скопировала бы ее точь-в‑точь. Из-за этого уничтожились критерии качества исполнения, по которым можно было определить, искусство это или нет, и ручная изобразительность оказалась ненужной.
Вместе с развитием конструктивизма искусство становилось полезным для людей, из-за этого оно перестало быть буржуазным и элитарным. Художественные произведения начали появляться на плакатах, упаковках, и это тоже повлияло на потерю критериев. Свой вклад внесла и философия XX века: идеи Фрейда и Юнга обратили внимание человека на самого себя, сказав, что все люди разные и у всех есть свой социальный бэкграунд.
Можно сказать, что таким образом искусство стало свободным.
Единственным критерием, и то формальным, остались музей или галерея как авторитетные институты. Можно быть приверженцем одной галереи, потому что ее экспонаты вам нравятся. Это определенный критерий качества, но субъективный, и его для себя может определить каждый зритель.

Как тогда понять современное искусство без каких-либо закрепленных критериев?

Первое, что нужно сделать, — забыть о вопросе «искусство это или нет?» Он возникает, когда объект кажется простым настолько, что его можно сделать самому. Ответ на этот вопрос прост: вам всегда кажется, что вы тоже можете. Этот вопрос абсолютно логичный, он выражает сомнение в качестве и ценности этого объекта, потому что вы выросли в другой культуре и привыкли относиться к искусству как к сгустку, который не может создать каждый.
Пока мы растем на классических примерах, в нас возникает ощущение конфронтации между классикой и современностью.
На втором этапе нужно отказаться от сравнения с классикой и прошлым. Человек живет в постдиджитал-мире, который формирует его повестку дня, и современное искусство должно соответствовать ей. Нельзя понять реальность, не принимая при этом все ее аспекты.
Третий этап зависит от насмотренности. Ее можно достичь регулярными посещениями выставок, благодаря чему вы погрузитесь в уникальный региональный контекст.

Есть ли вообще в современном искусстве смысл, или кругом обман ради денег?

Смысл есть, но он субъективный. Каждый объект — это богатое поле для размышлений, в котором может родиться не одна трактовка. На современных выставках начали появляться медиаторы — люди, которые хорошо знают объекты и чувствуют свою аудиторию, благодаря чему каждый со своим бэкграундом может понять, в чем смысл.

Современное искусство развенчивает образ творца и приближает художника к зрителю

Попытка ответить себе на вопросы — это и есть свойство современного искусства, причем прочтений может быть множество, но оно становится богатым тогда, когда есть концепция. И визуальная форма должна минимумом средств донести максимум информации, в этом сила современного искусства.

Надо ли тогда для понимания выставки заранее знать что-то о художнике?

По-хорошему, любой выставочный проект должен быть снабжен минимальной биографией автора: год рождения, например, уже создает направление, по которому можно воспринимать выставку. Тренд современного искусства — это беседа с художником, в последние десять лет выставки стали сопровождаться публичной программой, где есть круглый стол, обсуждение. Это становится частью выставки. Порой это позволяет художнику самому узнать новые смыслы, которые находят зрители, и это развивает его тему еще больше. Современное искусство развенчивает образ творца и приближает художника к зрителю.

Современное искусство бывает красивым, или всё поглотила концептуальность?

Для современного искусства важнее остается идея, и можно увидеть проекты, которые вообще идут вразрез с эстетикой. Когда перед художником стоит задача решить какую-то проблему, он не думает, чтоб это было красиво. Художник просто пользуется визуальными средствами, чтобы рассказать о проблеме. Часто это даже что-то мерзкое.

Но если сильно понравится, можно повесить это к себе на стенку? Оно не потеряет своей художественной ценности и не станет объектом дизайна?

Делить что-то на искусство или дизайн, особенно когда критерии определения искусства устранились, не стоит. Конечно, это можно купить для своего интерьера, чаще всего это картины и скульптуры, которые даже хорошо вписываются в пространство. Еще они могут подчеркивать определенный статус: когда ты можешь позволить себе дорогую картину, это может расцениваться как знак солидности человека. Часто для этого покупаются нефигуративные и абстрактные работы, потому что они создают художественную канву, но не перетягивают всё внимание на себя. Бывает и так, что под отдельные картины проектируют целые интерьеры.

Есть ли в этом какие-то критерии качества или безвкусицы?

Если люди не собирают коллекцию и не кичатся редкими экземплярами, то можно свободно брать то, что нравится, и не стесняться.

Что тогда есть из современного искусства в Новосибирске?

В феврале в пространстве «Арт Ель» открылась выставка Алексея Тетерина «РАД и АЙ». По жанру эта выставка постконтемпорари — это эпоха, в которой люди пресытились технологиями и медиа, и теперь их символы используются для раскрытия древних тем, в этом случае мифологических и библейских. Это чувствуется и в названии выставки.
Основной метод — буквальное перепрочтение, когда переносится значение, остается факт действия, а объект и предмет меняются.
Этот метод выигрышный визуально, он использует известные образы и делает это буквально. Это важно для зрителя, можно не проводить часы в размышлениях. В этом плане работы очень хорошо считываются.
При этом в экспонатах можно увидеть ход сопоставления актуальных символов с символами из прошлого. Заметна игра слов, которая есть почти в каждом объекте. Кстати, выполнены они качественно: многие на этом этапе сдаются, потому что сделанное оказывается неприятным.
Религиозную тему можно расценивать как маркетинговый ход, особенно если учитывать местный контекст с подобными волнениями в Новосибирске.
В этом плане выставка отличается от многих, что проходят в Новосибирске: в ней выдержана концепция. На что бы мы здесь ни посмотрели, мы эти два хода считываем — игру слов или игру формой. И почти везде есть библейский мотив. А по поводу организации экспозиции – мне не хватает входа, медиа, архива. Нет момента, где охота задержаться. Нет «вещдока» или дополнительной информации.
Я думаю, что эта выставка показывает развитие города. Даже не со стороны качества, само ее наличие уже об этом говорит. Заметно, что город, власть, институция готовы к таким неоднозначным темам и готовы работать с ними.