В состоянии молитвы всегда открываются новые смыслы

2 / 2019     RU
В состоянии молитвы всегда открываются новые смыслы
Никодим архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Новосибирский и Бердский
Новый глава Новосибирской митрополии – о ценности христианства для формирования современного российского общества, об изучении основ православной культуры в школах и том, какие новые цели и смыслы открывает вера на пути успешных людей.

LT: Владыка Никодим, в своих беседах с духовными лицами мы уже обращались к недавнему высказыванию президента России о том, что именно в христианстве наш народ получил колоссальный опыт единения и смог достичь небывалых высот во многих сферах. Но как реализовать этот ресурс единения сегодня — когда люди, наоборот, стремятся к индивидуальности и независимости от общества?

МИТРОПОЛИТ НИКОДИМ: Надо понимать, что наше общество ещё только созидается, наша страна — я имею в виду современный политический строй — очень юная. В XX веке многие традиции были в значительной степени нарушены: всё-таки 70 лет Церковь целенаправленно уничтожали. Потом ориентиры в обществе изменились, но восстановление всего, что было разрушено, займёт немалый срок. У нас до сих пор не до конца определены принципы власти и общества, отношения людей внутри социума. Одно осталось неизменным — Православная Церковь, без которой никогда не существовало российское государство. Даже в годы богоборчества те, кто вынужден был соответствовать неким партийным идеологическим линиям, тайно всё равно обращались в церковь, потому что человек не может жить без веры. Мы должны признать, что русская цивилизация сформировалась на истинах христианской веры, а нравственность и благочестие стали неотъемлемой частью современного общества. Чтобы восстановилось духовное единство русского народа, существовавшее, скажем, ещё в XIX веке, должно пройти минимум лет 30–40. Для этого мы должны воспитать новое поколение, осознающее неразрывную связь с историей и культурой России, а также свою ответственность перед потомками, которые могли бы и дальше передавать традиции единства и преемственности, понятия нравственности, благочестия и веры.

А у вас нет ощущения, что нравственность и благочестие далеко не на первых местах в списке ценностей, которые правят современным обществом?

Противоречивые времена, как то, в котором мы с вами живём, всегда особенно сложны: чётких ориентиров у людей нет, поэтому одни ценности подменяют другие. Когда современное общество устоится, те вещи, которые не входят в рамки добра, нравственности и благочестия, просто не будут приниматься обществом, и люди сами откажутся от ошибочных действий. Безнравственность они будут воспринимать как болезнь, а болезнь не может быть ни ценностью, ни целью.

Как Церковь может помочь скорейшему формированию?

Так же, как и всегда, — Благодатью Божией и Словом Божиим. Почему, например, важен предмет «Основы православной культуры» в школе? Многие думают, что батюшка приносит в класс «Закон Божий» и говорит: «Будем читать молитвы». На самом деле, речь идёт о важнейшей культурологической дисциплине, которая знакомит детей с понятиями, являющимися основополагающими для жизни нормального человека. Что есть добро, что есть зло, что есть грязь, а что чистота, что нравственно и что безнравственно — в голову ребёнка это должно закладываться с малых лет. Закладываться на примере писателей, художников, архитекторов. Невозможно говорить о патриотизме, если мы не говорим о нравственности и благочестии. А если мы говорим о нравственности и о благочестии, то не можем не говорить о вере. Если мы не объясним этого ребёнку, то, будучи уже взрослым, он никогда не поймёт, зачем жертвовать своей жизнью ради других людей, ради своей страны. Он никогда не будет патриотом — он будет там, где ему больше заплатят. Поэтому если мы говорим о том, что любим своё Отечество, то не завтра и не послезавтра, а уже сейчас должны думать о том, какими будут наши дети и какие дети будут у них. В помощь нам телевидение, интернет, различные печатные издания — всё это Церковь использует, чтобы говорить с простыми людьми, у которых есть множество вопросов, но они стесняются их задавать. Сегодня через православные сайты можно задать священнику любой вопрос, выразить поддержку или попросить совета. Каждого человека мы принимаем, с каждым — стараемся взаимодействовать.

28 декабря 2018 года Священный Синод назначил нового главу Новосибирской митрополии — им стал митрополит Челябинский и Миасский Никодим. Прежний митрополит Новосибирский и Бердский Тихон назначен главой Владимирской епархии

Вы уже познакомились с руководством Новосибирской области. Как вы думаете, получится ли работать в команде?

Прекрасные люди, с которыми можно адекватно беседовать, обсуждать любые проблемы и вопросы, — словом, можно плодотворно взаимодействовать. Честно скажу, я ни разу не видел начальства, с которым нельзя было бы договориться. И мне радостно, что в Новосибирске я снова нашёл тому подтверждение, встретив достойных руководителей региона, готовых к диалогу.

Какие задачи на новом месте стоят перед вами прямо сейчас?

Самая главная задача — глубоко вникнуть в жизнь Новосибирской области. На основании этих наблюдений можно будет определить дальнейшие шаги. Но уже сейчас совершенно ясно, что необходимо трудиться над тем, чтобы храмы были в пешей доступности для людей. Пусть это будут небольшие церкви — этого достаточно для того, чтобы каждый человек мог помолиться перед работой, поставить свечку и поспешить дальше по своим делам. Людям важно знать, что в ближайший храм не нужно ехать, часами простаивая в пробках. Приятно, когда на воскресную службу можно прогуляться пешком, с детьми, а когда дети подрастут — они сами смогут забегать в церковь. И в этой церкви должен быть священник, к которому можно свободно подойти и сказать: «Батюшка, помогите советом». Создание такой открытой и дружелюбной духовной среды сейчас является целью всей Русской Православной Церкви.
Также, зная, что Новосибирская область богата хоровыми традициями, я бы хотел организовать здесь благотворительный фестиваль духовной музыки, аналогичный тому, что проходил на прежнем месте моей службы в Челябинской области. Это было очень красивое во всех смыслах событие в жизни региона, в котором ежегодно принимали участие местные и зарубежные коллективы духовной музыки, включая известнейшие хоры из Москвы и с Урала, Валаамский хор, Государственный камерный хор из Армении, византийский хор из Греции. Думаю, Новосибирску как крупнейшему сибирскому городу просто необходимо внести в свой календарь культурных мероприятий такой фестиваль.

По долгу своей службы вы трудились в разных регионах России — от Москвы до Чукотки. Есть ли разница в устройстве духовной жизни в Новосибирске и, скажем, в Челябинске или в Норильске?

Все христиане устраивают свою жизнь на одних и тех же заповедях, которые дал им Господь, поэтому большинство людей и традиций похожи между собой. Есть, конечно, и некоторые особенности. Сибиряки, например, отличаются от жителей Центральной или южных регионов России тем, что здесь всегда важно чувствовать локоть друга. Я заметил, что в Новосибирске люди охотно готовы прийти на помощь, руководствуясь принципом: сегодня я помогаю, завтра помогут мне, а послезавтра мы поможем ещё кому-нибудь. Думаю, для Сибири это такая традиционная честь.

В одном из своих интервью вы говорили, что нравственность невозможна без веры, и объяснили это чувством ответственности, которая возникает, если человек знает, что его жизнь не конечна. Давайте разовьём эту тему для лидеров — собственников компаний, представителей власти — зачем, например, им стремиться ко Христу?

Ответственность лидера перед обществом — это очень важный момент. Нам известно немало случаев, когда, получив власть и достаток, человек не умел правильно ими распорядиться и оставлял о себе крайне печальную память, а то и вовсе исчезал со страниц истории. Что приобретают люди, не исполняющие ту меру ответственности, которой облекает их успех? Страх и разочарование, когда в конце жизни они остаются один на один со своим богатством. Поэтому хотелось бы напомнить: умейте с помощью полученного богатства дарить счастье другим людям — своей помощью и разделением нужды другого человека. И тогда счастье будет у вас.

Среди состоятельных людей есть много тех, кто имеет замечательные семьи, творит добрые дела и при этом придерживается материалистических взглядов. Если они и так живут достойно и вполне счастливо, то что же им может дать вера?

Я советую этим людям съездить на поклонение какой-либо святыне, приложиться к ней и спокойно подумать о своей жизни. Есть множество святых мест, где это можно сделать. Например, храм Гроба Господня в Иерусалиме. Придите туда и почувствуйте, что Христос — вот он, рядом. Испытайте это необыкновенное внутреннее переживание. Не рекомендую ехать туда большой компанией или с охранниками. Зайдите как простой человек. Или Валаам, Соловецкий монастырь — пройдите эти святыни своими ногами. Хотя что далеко ходить — у нас, в Новосибирске, есть прекрасный монастырь Козиха, куда можно прийти и помолиться. В состоянии молитвы всегда открываются новые смыслы жизни: чем ближе человек ко Христу — тем больше он узнаёт о себе правды и тем точнее может оценивать себя и окружающий мир. И не забывайте помогать простым людям. Обладая богатством, сознавайте, что богатство это дано вам временно и его нужно употреблять на добро, получая благодарность от других людей не потому что вы им заплатили, а потому что они действительно благодарны вам за человечность. Это величайшее чувство, которое будет поддерживать вас всегда.

Митрополит Никодим (Юрий Чибисов) 

Родился в Московской области в 1969 году.
С детства посещал храм Вознесения Господня города Павловский Посад.
С 1988 по 1990 годы проходил срочную службу в рядах Советской армии. По возвращении помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм в Павловском Посаде. Позже принят в Московскую духовную семинарию, после которой заочно окончил Московскую духовную академию. Исполнял обязанности настоятеля Троицкого собора в Саратове, был настоятелем храма Казанской иконы Божией матери в Саратовской области, служил в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва), в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.
В 2009 году определением Священного Синода назначен правящим архиереем Анадырской и Чукотской епархии. Через два года стал главой Енисейской и Норильской епархии.
В 2012 году утверждён в должности настоятеля Спасо-Преображенского мужского монастыря города Енисейска.
В 2014 году назначен главой Челябинской митрополии, с декабря 2016 по декабрь 2018 года носил титул митрополита Челябинского и Миасского.