«Софийский» почерк

2 / 2019     RU
«Софийский» почерк
Елена Анатольевна Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София»
«Школа уже не та», – часто можно услышать от современных родителей. Но Елена Чекалина на собственном примере доказывает: в этом и есть смак — перекроить образовательные стандарты, сделав диалог педагога с учеником живым, предметным, плодотворным.

LT: Елена Анатольевна, откуда у вас это стремление — изменить стандарты, создать школу будущего?

ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Моя институтская пора совпала с эпохой смелых экспериментов. Нас, будущих преподавателей истории, пригласили в инновационную группу «Вече», призванную сделать из рядовых студентов учителей с большой буквы. Процесс обучения был не совсем стандартным. При изучении каждой темы нам приходилось преодолевать ряд ступеней: сначала мы осваивали определённую эпоху самостоятельно, затем обсуждали её с профессиональными историками из разных уголков России, а после режиссировали урок — но уже совместно с педагогами и психологами. После проведения урока в реальном классе наступало время «работы над ошибками» и рассмотрения занятия с исторической, педагогической и психологической стороны. И так пять лет! За это время сложилась не просто команда единомышленников, а родилась авторская инновационная технология преподавания истории в школах и вузах, по которой теперь работают в России и за рубежом, — «Школа коммуникативной диалектики». Долгое время эту технологию применяла и я. Но, став директором школы «София» девять лет назад, я поняла, что она с тем же успехом работает и на учителях, и перенесла лежащую в её основе систему коммуникации на опыт управления учебным заведением. В 2013 году я написала большую работу «Совершенствование мотивации и стимулирование персонала», в 2015-м — «Управление конкурентной средой», а сейчас приступила к труду «Управление талантами».

Я хочу показать, что в России есть множество достойных примеров для подражания – школ, где педагогические коллективы готовы выдержать любые испытания нововведениями и открыто делиться своим опытом

Все они — о повышении конкурентоспособности педагогического коллектива — процессе, который приводит к обогащению среды и собственного потенциала учителя-победителя. Постоянно совершенствуясь, коллектив сможет дать миру позитивный опыт, вдохновить коллег на новые открытия и превратить школу в живой, исправно функционирующий организм.

В чём суть вашей методики?

В условиях очередной реформы школы, введения новых стандартов обучения и профессионального стандарта педагога, необходимо повышать престиж профессии «учитель», описывать его достижения и способности. Я хочу показать, что в России есть множество достойных примеров для подражания — школ, где педагогические коллективы готовы выдержать любые испытания нововведениями и открыто делиться своим опытом. «София» — одна из таких школ, во многом — благодаря методике грамотного управления конкурентоспособностью персонала. Мы стараемся развивать личность учителя, способствовать профессиональному росту сотрудников, предоставлять им чёткое видение личных профессиональных перспектив, развивать в них навыки самоорганизации, адаптации к изменяющимся условиям рынка, ориентировать миссию организации и практику менеджмента на утверждение нравственных стандартов поведения в организационной деятельности, оценке и оплате труда, а также во внешней среде. Реализация данной программы способствует укреплению конкурентоспособности педагогического коллектива, формирует у него высокий уровень профессиональной мотивации.

Каким должен быть современный учитель?

Только заинтересованный в своей работе человек может приносить пользу школе, детям. Поскольку каждый педагог, по сути, сам себе руководитель, он должен понимать, что следовать шаблонам, продиктованным Министерством образования, недостаточно. Главное в его работе — ребёнок, находящийся перед ним, каждый — со своими особенностями, интересами, талантами. И чтобы максимально развить эти способности, учителю следует понять, в чём тот или иной ученик конкурентоспособен, и, опираясь на это, выстроить с ним индивидуальный продуктивный диалог. Тогда каждый урок становится событием — и для педагога, и для ребёнка.
Но чтобы организовывать учебный процесс в таком ключе, учитель должен воспринимать его как хобби, а не как работу. Наши учителя, например, остаются вовлечёнными в профессию даже вне школьных стен: ко всему новому, интересному, вдохновляющему они стараются приобщить и детей, и педагогический состав. Благодаря такой инициативной позиции рождаются разноплановые масштабные проекты с участием наших учеников. Один из таких проектов мы осуществили совместно с клубом-музеем сказок и легенд «Баюшки», в результате чего между школой «София» и ведущими сибирскими сказителями завязалась крепкая дружба. Безусловно, такое общение для детей — прекрасная возможность не только познакомиться с чужим творчеством, но и развить писательские способности. В этом и есть задача современного педагога — открыть подобные перспективы перед каждым учеником, способствуя становлению его таланта и помогая выстроить траекторию его будущего профессионального пути.
Влюблённость учителя в своё дело автоматически подкупает любого родителя. Наши родители, например, часто предлагают интересные идеи для реализации на базе школы. Так, по их инициативе мы проводим ярмарку «Семейные рецепты», где каждая семья рекламирует и продаёт свои коронные блюда. Вырученные деньги идут на благотворительность. Родители принимают активное участие в «Неделе истории»: каждый класс переодевается в стилизованные костюмы той или иной эпохи, родители и их дети готовят исторические блюда и угощают всех, а после мы создаём большой настенный фотокалендарь. В любом процессе безучастных не остаётся: три субъекта — учитель, родитель и ученик — работают как единый бизнес-проект, совместно строят планы, реализуют их и ищут новые эффективные проекты.

По каким образовательным программам ведут обучение ваши учителя?

Несмотря на то, что «София» является частной школой, мы выполняем все федеральные стандарты. Недавно внедрённые программы идейно близки нашей образовательной концепции, поскольку они выводят на первое место личностные результаты ребёнка, на второе — метапредметные, и только на третье — предметные. Однако мы понимаем: ограничиваясь предлагаемым учебным планом и перечнем учебников, мы не сможем воспитать всесторонне развитых лидеров. Поэтому наши учителя вносят огромное количество научного, современного авторского материала в каждый урок. Таким образом, «София» реализует госстандарт, но только на максимально высоком уровне. Это позволяет нашим выпускникам успешно сдавать ЕГЭ и поступать в ведущие вузы страны на осознанно выбранные
специальности.

А как ваши учителя относятся к использованию гаджетов на уроках?

Поскольку навыки владения компьютером сегодня неотделимы от понятия «успешный человек», мы учим детей взаимодействовать с гаджетами уже с первого класса. Создавая тексты и презентации, работая в интернете, дети осваивают поиск информации из разных источников. На уроках учителя специально дают темы, на которые нельзя найти однозначный ответ в Сети (например, эссе на тему «Россия для Петра или Пётр для России?»), но дополнительные факты, грамотно встроенные в текст, будут лишь плюсом. Ведь умение добывать нужную информацию — ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем.