Слово исцеляющее и слово поражающее

2 / 2019     RU
Слово исцеляющее и слово поражающее
Юрий Григорьевич Марченко доктор культурологии, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
«Психотравматизм» и «психоубийство» — вполне реальные угрозы жизни и здоровью человека в наши дни. К счастью, столь же реальны научные труды, на практике подтвердившие силу доброго одухотворённого слова как сильнейшего лекарственного средства.

Об экологии речи

Углубляясь в изучение среды своего обитания, человек добрался до озоносферы, магнитосферы, всё больше беспокоящих его сегодня. На подходе к «правам научного гражданства» психосфера. И если для физических сфер нашей жизни составлены перечни загрязнителей, установлены для них предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), то в отношении экологии психосферы нет не только ПДК и ПДВ, но и первичных, вводных, научных, практико-ориентирующих и психолого-педагогических рекомендаций, осуществляемых прежде всего в общеобразовательной школе. Психосфера сегодня открыта и не защищена — «гуляй-поле»…
Самый мощный загрязнитель психосферы, как и самый мощный очиститель её, — слово и сопровождающие его чувства. Слово чёрное, гнилое, лживое, злобное, корыстное и завистливое подсаживает жизненную энергетику психосферы, нарушает баланс оживляющего и мертвящего в ней. Слово светлое, доброе, одухотворённое очищает психосферу, работает на восстановление баланса жизненных сил. И если мы ещё живы в качестве человеков, обеспечены для этого материальными и духовными ресурсами, то это говорит о том, что созидательные, очеловечивающие начала в психосфере перекрывают разрушительные, расчеловечивающие.

Самый мощный загрязнитель психосферы,
как  и самый мощный очиститель её, – слово
и сопровождающие его чувства

Психосфера мегаполисов многократно более загрязнена, чем малых древних городков. Были времена, когда создавались «города для людей», о возврате к чему и за рубежом, и у нас уже не одно десятилетие ведутся архитектурно-строительные дискуссии. Верх взяли «города для машин»… Господствует в них грубый утилитаризм, холодный инженерно-технический гений. Здесь не было заботы о былых прозорах на реку или озеро, на чудесное природное соседство. Площади «городов для машин» – транспортные развязки, главные улицы – насосы, подающие людские массы в начале рабочего дня в одну сторону, в конце – в другую. Выполнив эту трудную функцию, площади и улицы пустеют... Особенно не посчастливилось молодым городам — энергетиков, металлургов и прочим подобным, выросшим стремительно (к примеру, Новосибирск, Новокузнецк) в годы отчаянного «отречения от старого мира» в пользу «нового». Какая психосфера накрывает такие города, без подлинных архитектурно-художественных ансамблей, разнообразных уютных мест, какие мысли и настроения, как туман, окутывают их? Человек строит город, а город строит человека. Но ведь если человек строит город, то город, в свою очередь, строит человека. Когда город полицейский регулировщик, он производит одни мысли и настроения, когда он добрый, талантливый и красивый воспитатель — другие.

Выжить в эпоху психотерроризма

В наше время многое из обычного может стать оружием — пища, досуг, образование, виды культурной деятельности. Калечащие свойства слова в XX веке прошли усиливающую обработку в недрах целого ряда наук и по воздействию своему достигли уровня оружия массового поражения. Появились войны неклассического типа — культурная война, психологическая война, информационная война и другие. В научной и публицистической литературе встречаются слова-понятия «манипуляция сознанием», «психотравматизм», «психоубийство», «психотерроризм», «психическая бомба» и им подобные. В центре всего — слово. Цель — изменение состояния человека. Соответствующим образом организованная лингвосфера может наклонить человека и целый народ к апатии, безответственности за свою судьбу, к погибели.

Первой несёт урон молодёжь, особенно дети
с их природной доверчивостью. Больше трети (34%) населения
России легко поддаётся суггестивной обработке (внушению)

В наш век потрясающего развития электронных СМИ, цифровых систем и многого другого, ранее невиданного, всё это так возможно. Первой несёт урон молодёжь, особенно дети с их природной доверчивостью. Больше трети (34%) населения России легко поддаётся суггестивной обработке (внушению). Относительно устойчивая часть людей — величина непостоянная и может сокращаться в моменты воздействия на них сложным комплексом средств…
СМИ безудержно говорят и показывают круглосуточно, без выходных, каникул и отпусков. Льются речевые потоки всё вширь за счёт глубины, сотрясается воздух… Распыляются жизненные силы человеческие, истекает живое человеческое время на заведомо пустое, ненужное, вредное. Где-то на горизонте замаячила культура молчания. Становится понятной восточная максима «Кто говорит, тот не знает, кто знает — не говорит».
Замечено также, что в местах, где больше сквернословят, выше уровень преступности, заболеваемости, вандализма и подобного прочего.
Много открывают нам опыты японского учёного и целителя Эмото Масару. Они показали, что высокая поэзия, музыка, молитва, не только придают кристаллам замороженной воды чудную красоту, но и восстанавливают их из состояния безобразных клякс, в которые они превращались после «обработки» дурными словами, музыкой и изображениями. Ну-ка и мы с вами, читатель, дадим одной воде «послушать», например, «Ивушку» Г.Ф. Пономаренко или «Не искушай меня без нужды» в исполнении И.С. Козловского и А.В. Неждановой, а другой – хэви-метал-рок или с уголовной интонацией певца-хрипуна, рвущего на себе рубаху за какую-то «свободу» и «правду-матку». Итог будет тот же.
Вот почему неосторожно носить испечатанные буквами, фразами, текстами, символами (обычно на латинице) футболки, куртки, головные уборы, расписывать себя в тату-салонах. Из так вот «украсивших» себя мало кто знает, какие мысли и чувства таким образом он распространяет, и что он других отравляет и сам отравляется, вредит всей жизненной среде.

Калечащие свойства слова в XX веке прошли усиливающую обработку
в недрах целого ряда наук
и по воздействию своему достигли уровня
оружия массового поражения

Возникла проблема защиты духовных, нравственных, этических, эстетических границ, не совпадающих с географическими. В социологии этой проблемы заключён ответ о нашем будущем, о продлении нашей истории, национально-государственного существования. В конце 1980‑х годов общественность Советского Союза обратилась «наверх» с настояниями принять закон против психотравматизма. И «сверху» признавали актуальность этих настояний.
Мы лишь коснулись экологии психосферы, экологии человеческой души и совести, а увидели сразу столько проблем! Но в проблемах, в серьёзных препятствиях будем помнить, таятся и возможности нашего роста.

Не просто «здравствуйте»

Наша задача не призвать кого-то к изучению каких-либо методов работы со словом, но просить всех, особенно новичков в этой теме, — прежде, чем отпустить на волю словечко, подумать о цепочке последствий, которые оно может вызвать. Слова, мысли, переживания, вся психосфера программирует поведение человека, настраивает его на здоровый или нездоровый образ жизни, на его врачевание или заражение. Слово может изменять биохимию крови, температуру тела (бросить в жар или заморозить), частоту и ритм сердечных ударов, вызывать спазмы сосудов, дыхательные сбои. Слово вонзается в душу, как заноза в тело. Но его не убрать как обычную занозу. Слова — семена… Безотказно работает мудрость народная — «Что посеешь, то и пожнёшь». Злые речи — своеобразное минирование жизненной среды. «Минёров» сегодня много, да «сапёров» мало. Наступит горький час, рванёт под тобою такая «мина».
Нередко можно услышать: «Я без зла сказал, вырвалось недоброе словечко. Что ж теперь делать?» Для начала на каждое злое слово («которого не хотел», «вырвалось») послать в психосферу 10 добрых, а ещё лучше — прочесть вслух 50 раз «Отче наш».
Когда мы говорим «Здравствуйте!», то обращение это, искренностью и душевностью наполненное, придаёт жизненные силы тому, кому адресуется. «Здравствуйте!», произносимое из «культурности», формы ради, не даст сил, ибо пустое, обесточенное. Отнимает даже какой-то квантик энергии на восприятие обращения. Восприятие есть энергия! Всё, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, определяем на вкус, — энергозатратная работа. Вот ещё почему не надо рассматривать всё, что нам показывают, всё написанное читать, все речи или песни слушать. Лишняя информация не нужна и даже вредна, особенно для детей. Теперь всё чаще вместо солнечного, повелевающего быть здоровыми «Здравствуйте!» слышим «Добрый день», «Привет», а при расставании — «Гудбай» или «Чао». Вроде и не немцы, и не французы…
Вот впереди вас заплясал-затопал на обледеневшем тротуаре человек (особенно если женщина или ребёнок), не предостерегайте его словом «Упадёшь!», а скажите «Не упади!» или «Стой!». В первом случае наверняка упадёт.
Неосторожное слово, не говоря уже о злоумышленном, может стать толчком в спину на пределе сил переходящего по канату житейскую пропасть. Молодой незадачливый папа, балуясь озорством малыша, говорит: «Во бандит!». Опасно такое программирование. Мама моя, Ульяна Петровна, всегда просила своих подруг, вдов военного лихолетья, не прочить своим сыновьям несчастное будущее, какими бы они ни были непослушными, сорванцами. «Ой, не сносить тебе головы!», «Тюрьма по тебе плачет»… Мама не знала таких слов, как «программа» или NLP. Но разгневанную подругу успокаивала, говорила, что парнишка будет хорошим человеком — «ветры обдуют, воды обмоют»…

Медицина воспитывающая, медицина развивающая

С древности в распоряжении врача находятся три средства — слово, лекарство и нож (скальпель). Теперь это три области медицины с множащимися специализациями. Что же несёт в себе слово «врач»? Первое, что может прийти в голову, «врач» от слова «врать». Однако же слово «врач» происходит от старославянского глагола «върати», имеющего другой смысл — беседовати, говорить. Отрицательное значение глагол «врать» (обманывать, лгать) приобрёл много позже. Ещё в XIX веке оно употреблялось в значении «говорить», «рассказывать», «сообщать». В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина мы находим выражения «Не всё то ври, что знаешь», «Полно врать пустяки».

В славянских языках и сегодня слово «врач»
сохраняется в значении «лицо, заговаривающее болезнь». Исцелять –
восстанавливать единство, согласие частей, органов больного человека,
делать его целым, способным к органическому единству с внешним миром

В славянских языках и сегодня слово «врач» сохраняется в значении «лицо, заговаривающее болезнь, заклинатель, знахарь, целитель». Исцелять — восстанавливать единство, согласие частей, органов больного человека, делать его целым, способным к органическому единству с внешним миром.
Слово как лекарственное средство теперь связывает все ипостаси лечащего человека. У психотерапевта оно основное. Любой врач начинает с беседы с больным. Внимательный он, по призванию служащий, стремится узнать не только что и как болит у страдальца, но и условия его жизни, труда и быта. Наведёт порядок в душе, подтянет резервные ресурсы — и другие лекарства, сдаётся, уже и не нужны. Но сегодня 10 минут на пациента, не разбеседуешься… Профанация русской классической медицины.
Легендарный врач, учёный, хирург, профессор, многолетний заключённый лагерей, Лауреат Сталинской премии 1‑й степени В. Ф. Войно-Ясенецкий (он же и архиепископ Лука, и святой Русской Православной Церкви) предварял свои операции самым высоким словом — молитвою. Затем налагал крестное знамение на болящего. Из тысяч оперированных им раненных на фронтах Великой Отечественной войны ни один не умер. «Не смейте меня крестить, я комсомолец!» — вскричал однажды тяжелораненый красноармеец. Минуту помолчав, Валентин Феликсович спокойно обратился к скрежетавшему зубами от боли красноармейцу: «Прошу Вас позволить мне это, иначе я не могу. У нас с Вами осталось мало времени». «Крестите и делайте…»1, — с трудом выдохнул молодой человек. Хирург работал, молясь про себя. И эта операция прошла успешно.
Самым ярким современным примером применения силы слова в лечебном деле служат «Божественные настрои» доктора Г. Н. Сытина, члена ряда отечественных и зарубежных научных объединений, четырежды доктора наук — медицинских, психологических, педагогических и философских.
Георгий Николаевич заложил основу будущей «воспитывающей и развивающей» медицины. Её ключевые слова: «самосоздание», «волевое усилие», «творящие мысли». В 1983 году высшее руководство СССР заинтересовалось «настроями» Г. Н. Сытина, затем Минздрав СССР рекомендовал их лечебным учреждениям, открыл вход в армию, космонавтику и в другие структуры. Грянула перестройка, за ней переворот 1991 года, реформы. «Наверху» стало не до «настроев». Чем же всё окончилось? С одной стороны, вал поддержки метода исцелившимися, в высшей степени одобрительные заключения авторитетных учёных, академиков медицины, врачей, с другой стороны — яростная борьба против, даже травля. Кто-то из врачей бросается словами «шарлатанство», «невежество», какие-то из священников упрекают новатора  в  «несмирении», «демонической гордыни», «самоугодии» и прочих «прелестях». Бесспорно, что в двойственном мире нужны величайшая разборчивость в выборе слов, интонаций, духовных опор для целительной работы. Нужно различение духов как основа духовной культуры. Сегодня людям некогда заниматься собой, самосозданием. Но мы уверены, что при заинтересованном и доброжелательном сотрудничестве науки и религии, направленном к жизнестроительному единству веры и знания, метод Г. Н. Сытина может быть усовершенствован. Может быть, мы снова вернёмся к пониманию человеческого организма как звена универсальной космической связи, пределов которой никто не знает. И вспомним, что одним только правильно подобранным словом врач уже нормализует энерговзаимодействие с миром, жизнеподдерживающие связи, восстанавливает жизнеобеспечивающий порядок в человеческой душе.