Ловите и монетизируйте тренды

2 / 2019     RU
Ловите и монетизируйте тренды
Александр Лысковский основатель компании Alawar — одного из крупных разработчиков, дистрибьюторов и издателей игр, владелец технологической платформы для круглогодичного выращивания натуральных овощей, ягод и зелени в модульных теплицах и вертикальных фермах iFarm Project
Присутствие на конференции «Мы — будущее» Александра Лысковского — хороший повод не только узнать о перспективах, которые откроются перед юными участниками, но и поговорить о будущем IT-сферы в России.

LT: Александр, многие IT-компании перебираются в Москву или Санкт-Петербург. Почему Alawar до сих пор верна Новосибирcку?

АЛЕКСАНДР ЛЫСКОВСКИЙ: А я считаю, что именно здесь, в Новосибирске, находится третья IT-столица России. У нас огромное количество высококлассных программистов и инженеров, отсюда — компании федерального уровня, такие как 2ГИС, «ЦФТ» и «Унискан».

Но для Новосибирска всё равно остаётся актуальной проблема утечки мозгов в западную часть России, да и за границу. Как с этим бороться?

Это проблема, скорее, не местных компаний, а города: он не так удобен для жизни, как, к примеру, Москва или Берлин. Молодые специалисты в списке приоритетов на первое место ставят именно комфорт, развитую инфраструктуру, и только на второе — финансовый вопрос. Несмотря на довольно высокие зарплаты в IT-сфере, Новосибирск не может похвастаться развитой транспортной системой, доступным жильём. По мере решения этих проблем исправится и ситуация с кадрами, я уверен.

А как у нас обстоят дела с инвесторами, готовыми вкладываться в новые стартапы, проекты, перспективные идеи молодёжи в области информационных технологий?

Их не так много, как хотелось бы. Московские инвесторы не любят летать в Новосибирск, видимо, считая четырёхчасовой перелёт слишком долгим. Но когда они всё-таки прилетают, то сталкиваются с отсутствием единого списка перспективных проектов. А когда нет «меню», нет и «аппетита». Радует, что вскоре такой список появится в рамках Академпарка, и тогда встречи с потенциальными столичными инвесторами будут проходить более эффективно.
Надо сказать, местные предприниматели заинтересованы в перспективных стартапах. Недавно, например, я проинвестировал проект E‑tiketka, который занимается White Label-решением для банков по онлайн-кредитованию. Сейчас каждый банк, по сути, стремится стать магазином, предоставляя своим клиентам возможность делать крупные покупки прямо через собственный сайт. Но так как банки — это про финансы, а не про программирование, они не могут своими силами разработать сложное решение для кредитных продуктов. Эту функцию как раз и берёт на себя E‑tiketka, создавая сложную IT-систему, интегрированную в банковский софт. Ребята здорово уловили тренд, и я рад, что их проект процветает: на данный момент с ними сотрудничают уже семь банков, и со временем цифра будет только расти.

Что даёт ребятам конференция «Мы — будущее»?

Конечно, далеко не все представленные проекты жизнеспособны. Однако погружение в деловую среду и взаимодействие с реальными бизнесменами помогает детям сформировать правильное представление о мире предпринимательства. И, возможно, потом эта информация станет ключевым фактором в выборе профессионального пути.

На что вы советуете делать ставку начинающим разработчикам мобильных приложений? Какие продукты востребованы сейчас и будут ещё долго актуальны?

Всё, что связано с автоматизацией рутинных традиционных офлайновых процессов, — в выигрыше! Вызов такси, заказ еды, бронирование автомобиля или отеля, запись в поликлинику, оплата налогов — процедуры, которые при современном ритме жизни кажутся долгими и сложными, нужно делать удобными, доступными через мобильное приложение.

Дайте свой прогноз: как изменится мир мобильных приложений через 5–7 лет?

Классических мобильных приложений станет меньше за счёт роста мобильных сред. Вокруг каждой крупной компании (к примеру, Facebook или Яндекс) будет формироваться целая сеть приложений с одним стержневым, интегрирующим все остальные. Эта тенденция уже прослеживается, допустим, в работе новосибирской компании 2ГИС: изначально она существовала только как справочник предприятий на карте, а теперь содержит в себе навигатор и предоставляет возможность вызывать такси, бронировать номера в отелях и столики в ресторанах. Подобное расширение функционала с годами станет всё более заметным. А что касается игровых мобильных приложений, внимание пользователей полностью переключится на казуальные игры — те, которые не требуют длительного изучения, специальных навыков, упорного прохождения и особой усидчивости.