Время молитвы и добрых намерений

1 / 2019     RU
Время молитвы и добрых намерений
иерей Максим Карташов настоятель храма святого пророка Илии (Каргат)
Мы посетили новый храм святого пророка Илии в Каргате и поговорили с его настоятелем о том, в чём заключается путь христианина и насколько ощутимые плоды приносит человеку соблюдение духовных законов.

LT: Отец Максим, строительство храма стало одним из самых масштабных благотворительных проектов в регионе за последние годы. Правда ли, что с этим связана какая-то чудесная история?

МАКСИМ КАРТАШОВ: Это не просто храм, а целый храмовый комплекс. Сегодня он вмещает в себя верхний главный храм, названный в честь святого пророка Илии, и нижний крестильный храм, который носит имя святого благоверного великого князя Владимира, являющегося небесным покровителем нашего главного благотворителя Владимира Михайловича Конозакова. Именно он на собственные средства построил весь храмовый комплекс, и к идее строительства его действительно привело чудо. Несколько лет назад благочинный Восточного округа Каинской епархии протоиерей Сергей Лепешев вместе с прихожанами начал молиться о том, чтобы Господь даровал человека, который построил бы в Каргате новый храм. После этого, как выяснилось позже, Владимир Михайлович услышал во сне повеление от Божией Матери построить храм на своей малой родине. Первый раз он не придал этому значения, но слово Божие повторилось, и решение было принято. Полгода Владимир Михайлович ездил по России и осматривал известнейшие церкви, изучая архитектурные каноны церковного зодчества. А в 2010 году началось строительство, и через три года в Каргате появился уникальный по своей красоте храмовый комплекс — плод молитвы и доброго намерения. Храм святого пророка Илии был освящён 27 января 2013 года Владыкой Феодосием Каинским и Барабинским.

Расскажите, каким он получился.

Храм святого пророка Илии имеет форму корабля, что позволяет отнести его к самому древнему типу храмов, выражающему мысль о том, что Церковь подобна кораблю, который везёт верующих через бурное море житейских страстей к тихому пристанищу — Царствию Небесному. Проектный срок эксплуатации этого монументального здания — 350–400 лет. Стены метровой толщины, снаружи отделаны гранитом и мрамором, а изнутри украшены классической художественной росписью. По заказу Владимира Михайловича мастера из Ярославля расписали храм в академическом стиле.

На строительство храма святого пророка Илии было затрачено около полумиллиарда рублей

В храме находятся святыни христианского мира, иконы с мощами святых угодников: преподобных Сергия Радонежского, Евфимия Суздальского, Феодора Томского, святителя Николая, митрополита Алма-Атинского. Есть и частичка плащаницы святого Спиридона Тримифунтского. Здание верхнего храма может одновременно вместить до 350 человек, а в нижнем крестильном храме есть большая купель, где даже взрослых можно крестить с полным погружением. Кроме того, на территории храмового комплекса построено административное здание, где располагаются трапезная, библиотека, классы воскресной школы. Сама территория полностью благоустроена: разбиты газоны и розарии, высажены деревья, установлены беседки и скамьи для отдыха, есть охранная сигнализации и система видеонаблюдения.

Сколько же стоил такой грандиозный проект?

Около полумиллиарда рублей.

Как вы думаете, что побуждает людей жертвовать такие огромные деньги на благотворительность?

Ну, во‑первых, всем известно, что если человек отдаёт часть своего дохода на добрые дела, то Господь воздаёт ему сторицею. А во‑вторых, обращаясь к евангельской притче, где Господь спрашивает, делали вы дела милосердия или нет: посещали ли больных, кормили голодных, — можно ясно понять, чего Он от нас хочет. Пожертвования церкви (десятина) в православии определены издавна, и если человек по своей жадности не даёт денег на добрые дела, эти деньги всё равно пропадают или, во всяком случае, не идут на пользу, не приносят достатка и прибыли.

Ну, знаете, подобный догматизм сегодня для многих неприемлем.

Никакого догматизма, наоборот, всё очень жизненно. Мы знаем, что все мы умрём, ибо «не один из рожденных женами не избежит гробовой доски». На земле нам отведено каких-нибудь 70–80 лет (кому-то больше, кому-то меньше), чтобы подготовить свою бессмертную душу к жизни в духовном мире.
Подобно бабочке, во время своей земной жизни человек живёт в теле-«коконе», обретая своё полное и истинное обличие только после смерти. И если, скрываясь в теле, душа может лицемерить и притворяться, то, выходя из «кокона», уже не может скрыть своей истинной сущности и будет всё дальше отдаляться от Христа. А если человек на своём земном пути делал добрые дела и каялся перед Небесным Отцом в своих грехах — иными словами следовал своему предназначению быть, святым на земле, — то и в вечности он будет жить со Христом.

А что если человек не религиозен и не мыслит подобными категориями?

Церковь существует для того, чтобы человек имел возможность регулярно каяться перед своим Отцом Небесным, то есть запускать некую рефлексию, анализ своих деяний, во время подготовки к исповеди и самого Таинства Покаяния. И если человек не готов прийти в храм, то, с точки зрения духовной, ему ничего не посоветуешь, потому что быть просто хорошим человеком недостаточно для того, чтобы спасти свою душу. Есть такая притча, в которой батюшка спрашивает у богатого человека, кто более послушен его воле — его рабы или его дети? Конечно, рабы. А кому этот человек после смерти оставит свои богатства — послушным рабам или своенравным детям? Конечно, детям. Так вот, если ты усыновился Богу Отцу в Таинстве Крещения и живёшь здесь на земле со Христом, соединяясь с Ним в Таинстве Евхаристии, Святого Причастия Тела и Крови Христовой, то получишь наследие — Царствие Небесное. Не зря же прихожане в храме называют друг друга «братья и сестры», ибо у всех нас есть один Бог-Отец и одна Церковь-Мать.

Но если человек вообще не верит в бессмертие души и, соответственно, не мечтает о Царствии Небесном?

Думаю, что даже самому убеждённому атеисту не чуждо понятие духовной гигиены. Есть гигиена телесная: мы все умываемся, чистим зубы и стираем одежду, ведь если этого не делать, сначала появится неприятный запах, а потом и другие последствия. То же и с духовной гигиеной — как у хирурга есть скальпель, чтобы возвращать людей к жизни, так и у священника есть власть силой Божией прощать человеку грехи во время исповеди, очищая его душу. Если человек не кается, в душе его скапливается «грязь»: гнев, зависть — и другие проявления гордыни, которая считается первым смертным грехом. И дело-то в том, что эта гордыня создаёт трудности нам самим. Когда мы гневаемся, раздражаемся, обижаемся — это проблема не тех людей, по отношению к которым мы испытываем эти чувства, а исключительно наши. И по мере того, как накапливается эта «грязь», эти духовные засоры, начинает действовать закон «подобное притягивает подобное»: вокруг появляются неприятные и ненадёжные люди, сомнительные друзья, женщинам попадаются непорядочные мужчины, мужчинам встречаются неискренние женщины и так далее. Более того, случаются разные скорби, болезни — целая череда бед, которая в народе называется «чёрная полоса» или «не везёт». Человек думает: «Почему так?» А это просто действует духовный закон, согласно которому мысли человека формируют его окружение и события в его жизни. И когда эта самая «чёрная полоса» наступает, то люди, которые понимают духовные законы, идут на исповедь. А те, кому гордыня мешает сделать это, пытаются сами выйти из затруднительного положения, не понимая, что источником проблемы являются они сами. Так что в канун Рождества Христова я посоветовал бы всем, вне зависимости от религиозных убеждений, проанализировать свою жизнь — за какой-то промежуток времени или с самого рождения, если вы никогда этого не делали. Это будет началом вашего движения к мирной и благополучной жизни в достойном окружении в новом году.

А чего бы вы пожелали нашим читателям?

Обычно в преддверии Рождества Христова я желаю людям от рождающегося Господа нашего Иисуса Христа — обильных Его милостей, помощи Божией, рождественской радости, праздничного настроения, телесного здравия, душевного спасения, семейного благополучия и материального процветания. По замыслу Бога, назначение человека — быть счастливым. А «счастье» — это иметь «одну часть с Богом», жить со Христом. Какие бы планы мы ни строили в своей жизни, в приоритете должна быть любовь: к Богу, к семье, к самому себе. Я замечаю, что сегодня люди страдают от дефицита любви: недолюбленные в детстве, мужчины и женщины не могут дать любви друг другу, своим детям — не может человек делиться тем, чего у него нет. А источник любви — это, конечно, Господь, и важно молиться о том, чтобы Бог помог человеку иметь в своём сердце любовь к себе, и о других дарах, связанных с любовью: долготерпении, милосердии, кротости, силе уступать друг другу и покрывать немощи друг друга своей милостью, иметь снисхождение к людям, особенно к близким.