Симфонический оркестр Новосибирска – маяк мировой культуры

7 / 2018     RU
Симфонический оркестр Новосибирска – маяк мировой культуры
Томас Зандерлинг главный дирижёр и художественный руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра
Список талантливых уроженцев Новосибирска нескончаем, но отдельной жемчужиной стоит симфонический оркестр, последнее время всё чаще играющий на сценах Европы и Азии.

LT: Год назад вы стали художественным руководителем и главным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра. Какое событие стало для вас самым ярким?

ТОМАС ЗАНДЕРЛИНГ: Мне сложно выделить или отметить что-то одно. Этот год был насыщен турами, концертными программами, выступлениями и проектами. И везде мы старались показать высокий класс. Но если вы хотите, чтобы я выделил какое-то одно выступление, то, мне кажется, самым удивительным, абсолютно необычным был наш концерт в Мариинском театре, состоявшийся в апреле. Он был каким-то особенным по восприятию, по звучанию, было приятно, когда присутствующие на концерте музыкальные профессионалы и меломаны отмечали, что выступление нашего симфонического оркестра стало одним из немногих пиков всего Петербуржского сезона.

Во время вашего тура в Китае было выступление и в Пекинском национальном центре исполнительских искусств. Насколько комфортно там выступать?

Для начала я хотел бы уточнить, что Новосибирский академический симфонический оркестр провел этот концертный тур под управлением китайского дирижёра Ли Бяо. Они выступили в городах Синьхуа, Шаньдун, Яньтай, Сучжоу. И конечно, состоялся концерт в Пекине. Я тоже был в это время в Китае, тоже с творческим туром, но уже с национальным чешским оркестром из города Брно. К сожалению, так сложились рабочие графики.

Нас приглашают потому, что любят
за профессионализм, за преданность своему делу,
за высокий уровень выступлений

С Национальным центром исполнительских искусств я знаком как с концертной площадкой, он необычен и причудлив по форме, напоминающей яйцо, в работе эффектный, с хорошей акустикой. Другое дело, если его сравнивать с концертным залом Запретного города, то тут центр немного уступает по аккустике. 

Можно несколько слов о Запретном городе?

Конечно. Запретный город – это одно из чудес света, ставшее частью китайской истории. Сегодня он уже не запретный, он открыт для посещений. И китайцы, настоящие молодцы, чтобы подчеркнуть историческое значение города и заставить туристов проникнуться уважением к этим древним стенам, построили на свободном месте концертный зал. И вот здесь можно говорить об уникальной, необычной акустике, вызывающей почтение к тому месту, где идет исполнение классических произведений.
Отдельно хотел бы заметить, что, по моему мнению, жителям Пекина несказанно повезло: сегодня у них есть целых две удивительные концертные площадки, о которых может только мечтать любой другой город.

Последнее время симфонический оркестр стал чаще получать приглашения за границу. За рубежом появилась мода на русские оркестры или дело в рейтинге?

В настоящей музыке не может быть рейтингов. Есть репутация оркестра, благодаря которой его знают и приглашают, и она складывается из успешных выступлений, впечатлений публики, упоминаний в прессе, предпочтений меломанов и рекомендаций профессионалов.
Наш симфонический оркестр – это коллектив высокого международного класса, который умеет исполнять сложнейшие произведения на высочайшем уровне.
И он постоянно доказывает это своими концертными программами. Нас приглашают потому, что любят за профессионализм, за преданность своему делу, за высокий уровень выступлений. Конечно, всем приятно экспертное признание, но для музыканта самая лучшая оценка его мастерства – это приглашение на конкретную концертную площадку, где его ждут.
И нас тоже ждут. 29 октября Новосибирский симфонический оркестр будет играть концерт в абонементе Московской филармонии, выступление пройдет в зале имени Петра Чайковского. Есть приглашение на большой тур в Германию – это минимум двенадцать концертов – и на очень важный тур в Великобританию с выступлением в Лондоне и Эдинбурге.
На мой взгляд, вот это и есть признание высокого мастерства нашего симфонического оркестра.
Репетиция. Томас Зандерлинг и Сергей Ролдугин

Скоро состоится концерт, посвященный пятилетию со дня открытия концертного зала имени А.М. Каца. Почему выбраны произведения Бетховена и Моцарта?

Девятая симфония Бетховена не просто одно из наиболее известных – это ключевое произведение мировой музыкальной культуры. Она всегда придает колоссальное значение тому событию или факту, которое сопровождает, и неважно, где и в какой стране это происходит. Кроме этого, там задействован хор, есть вокальные партии. Нам хотелось показать творческие возможности филармонии со всех сторон. Концерт для фортепиано с оркестром Моцарта тоже был выбран не случайно. Мы пригласили одаренного, но очень юного пианиста Романа Борисова. На наш взгляд, это всё собирается в некий логический рисунок и интересный музыкальный сценарий, где есть новый концертный зал и симфонический оркестр с полувековой историей, и два уроженца Новосибирска – молодой солист и немолодой дирижер.

Вам выпало поработать с огромным числом блестящих солистов. Со многими, как с Сергеем Ролдугиным, вас связывают теплые отношения. Насколько сложно дружить гениальным людям?

Я никогда этим вопросом не задавался. Понимаете, когда встречаются хорошие музыканты, хорошие дирижёры, то исходная цель – это музицирование, это творчество. И в тот момент, когда музыканты чувствуют взаимный потенциал, то это всегда сопровождается некими теплыми отношениями. Во всяком случае у меня именно так.  Это касается не только Ролдугина, у меня это происходит всегда. Например, с Екатериной Мечетиной, нашей великолепной последней солисткой, с которой мы работали на закрытии сезона в Новосибирске, сложились очень теплые отношения.
Другое дело, что с Сергеем Ролдугиным история была немного другая. Мы познакомились, когда оба были в жюри Всероссийского конкурса дирижёров. И так получилось, что сидели рядом. В какой-то момент поняли, что наши взгляды и оценки очень схожи. И это было началом нашего взаимопонимания. Год назад, когда я его пригласил в Новосибирск, он отозвался с огромным желанием. Могу сказать, что я, и музыканты работали с ним с удовольствием. А сам он высоко оценил уровень нашего оркестра, что приятно.
Сейчас Сергей возглавляет Петербургский дом музыки. Это уникальная в России организация, которая работает с юными талантами. И мы договорились, что через сезон делаем совместный проект, где солировать будут его протеже – молодые музыканты.

В прошлом году Новосибирск посетил Денис Мацуев, представив публике сольный концерт и джазовую программу. Что больше всего понравилось лично вам?

К сожалению, из-за плотного графика я не смог присутствовать на выступлении Дениса Мацуева в Новосибирске. Но я счастлив, что такой концерт состоялся. На мой взгляд, Денис – выдающийся пианист, романтического виртуозного тона, кроме этого, он великолепно импровизирует джаз и часто это делает в рамках своих выступлений.
В сентябре он снова посетит наш город с концертом, и на сей раз я буду участвовать с нашим оркестром. Буду рад видеть любителей музыки на нашем концерте. В будущем феврале Денис и я исполним первый концерт Брамса с оркестром Konzerthaus в Берлине.

В одном из интервью вы сказали, что главное в вашей работе – это понимать потребности публики. Вам удалось понять желания новосибирцев?

Думаю, да. Мне кажется, что мы хорошо справляемся с этой задачей. И об этом красноречиво говорит тот факт, что первый абонемент был распродан еще до середины февраля, практически не осталось и второго. Это хороший показатель. Ведь публика хочет прежде всего великолепных произведений в отличных исполнениях. И это понятно, ведь для многих музыка – это выход в другой мир из повседневности. И мы обязаны соответствовать ожиданиям. Кроме этого, есть еще один нюанс. Когда между публикой и оркестром с дирижёром возникают доверительные отношения, то, опираясь на них, музыканты могут представить слушателям не только известные классические произведения, но и, в разумной дозировке, познакомить публику с менее известными произведениями высокого уровня из прошлого и современности. И если есть доверие, то публика примет ваше предложение, понимая, что вы стараетесь для нее, и тогда вы сможете донести до нее то, что дорого и интересно. Такое понимание приводит к возникновению теплых взаимоотношений, имеющих свойство переходить в крепкую и долгую дружбу.

На ваш взгляд, Новосибирск еще подарит звезд мировой культуры?

Даже не сомневаюсь. Новосибирск – очень сильный и талантливый город. Он пропитан особой энергетикой, которую люди, родившиеся, выросшие и живущие здесь, умеют передавать другим.
Хочу отметить, что за границей Новосибирск прежде всего известен своим культурными маяками, такими, как симфонический оркестр, балет и драматический театр «Красный факел». На нас идут, нас зовут и нас ждут. Этим нужно гордиться, это нужно понимать и обязательно поддерживать.