Малый и средний бизнес – основа экономики

5 / 2018     RU
Малый и средний бизнес – основа экономики
Андрей Александрович Травников врио губернатора Новосибирской области
Врио губернатора Новосибирской области провел встречу с представителями малого и среднего бизнеса в формате круглого стола. Андрей Травников отметил важность подобных встреч, ответил на особо наболевшие вопросы.

Можно смело сказать, что на сегодняшний день малый и средний бизнес является фундаментом экономики Новосибирской области. Это главный работодатель и основной вкладчик в региональный продукт. Именно поэтому сегодня необходимо думать о его развитии, потому что, как отрасль стартового российского предпринимательства, данная прослойка требует поддержки со стороны государства. Ведь на сегодняшний день привлекательность бизнеса недостаточно велика, не так много людей, как нам хотелось бы, берутся за собственное дело.
Конечно, мы желаем, чтобы предприятия росли, выходили на новый уровень развития, и для этого мы готовы разрабатывать, совершенствовать, создавать новые меры для поддержки бизнеса. Но также хотелось, чтобы и бизнес осознавал, что мы не намерены превращать это все в вечный инкубатор и в постоянную теплицу для его выращивания. Бизнес на то и бизнес, что с определенного момента он должен самостоятельно выживать и принимать решения о своем дальнейшем развитии.
Но еще раз скажу, что меры поддержки начинающих и растущих предприятий со стороны государства необходимы, и мы готовы их настраивать, шлифовать и корректировать. Именно об этом сегодня необходимо говорить. И для этого проводятся подобные встречи: чтобы выявлять основные направления, над которыми необходимо работать, а также проблемы, с которыми сегодня сталкивается бизнес.

С чем связана такая не самая лояльная к бизнесу налоговая политика в нашем регионе, стоит ли ожидать каких-то изменений в данном вопросе?

Безусловно, мы намерены поддерживать бизнес, но в тоже время у нас есть свои задачи и свои интересы. Наша цель – создать максимально комфортные условия, не жертвуя при этом эффективностью пополнения бюджета. За каждым решением должна быть определенная целесообразность.
Если мы вводим налоговую льготу в отдельную отрасль, то мы должны понимать, что данное направление в перспективе получит дополнительный толчок и в дальнейшем бюджетные средства будет возвращать.
Мы понимаем необходимость стимулирования и поддержки отдельных отраслей. Сфера сельского хозяйства как субсидировалась, так и будет субсидироваться. Если область ИТ находится в критическом состоянии, то мы разрабатываем какие-то меры ее поддержки, отраслевые и индивидуальные.

Величина налоговых ставок никак не влияет
на темпы развития бизнеса и его количество.
Это не самый принципиальный критерий
в вопросе выбора региона для предпринимателей

Также, безусловно, будет получать поддержку социально ориентированный бизнес. И если ваша отрасль не укладывается в эти три направления, то попробуйте меня убедить, зачем нам нужно оказывать меры поддержки всем направлениям бизнеса, если это не является целесообразным.

Почему в Новосибирской области практически по всем налогам максимальные ставки, в отличие от соседних регионов?

Статистика говорит о том, что величина налоговых ставок никак не влияет на темпы развития бизнеса и его количество. Это не самый принципиальный критерий в вопросе выбора региона для предпринимателей.
И с другой стороны, мы не собираемся увлекаться подобной гонкой понижения ставок, соревнуясь с другими регионами, потому что понимаем, что если условный Алтай принял такое решение, то очевидно, что они восполняют эти поступления из других источников или вынуждены сокращать свои расходы. Мы расходы сокращать не собираемся: у нас есть масса задач, которые необходимо решить, в том числе и поддержка различных видов бизнеса. Не нужно забывать, что для этих целей мы выделяем приличную сумму из регионального бюджета. Но если мы увидим, что какие-то решения могут создавать непреодолимые препятствия, которые будут приводить к массовому закрытию предприятий или смене региона, то, безусловно, будем на это реагировать.
Я, наверное, признаю, что отмена льгот на налог на движимое имущество – неверное решение, особенно на фоне последствий кризиса.  Но дело в том, что мы были вынуждены этому решению следовать, потому что, отталкиваясь от него, был сформирован бюджет на 18-й год. И, наверное, сейчас мы уже не можем позволить эти льготы вернуть, потому что нам придется закрывать создавшуюся дыру в бюджете.
Но я подтверждаю, что на 19-й год мы готовим определенное компромиссное решение, мы следим за ситуацией. На сегодняшний день 25 регионов уже сообщили о возращении льгот, и подходы у всех разные: кто-то внедрил различные комбинации, кто-то по определенным отраслям, некоторые вводят понижающий коэффициент. Мы для себя подобные варианты тоже готовим. Безусловно, мы будем обсуждать эти вопросы и с бизнес-сообществом. Лично я склоняюсь к отраслевому подходу, то есть созданию определенной шкалы для различных видов бизнеса: к малому – один подход, к инфраструктурным компаниям – другой, к банковскому сектору – третий. И уже сейчас могу точно сказать, что с 1 января 19-го года льгота на налог на движимое имущество в одном из видов будет предложена.

В ближайшие годы на территории Новосибирска будут реализованы несколько инфраструктурных объектов: ледовая арена, волейбольный центр, мост. Справедливо ли рассчитывать на участие малого бизнеса в данных проектах?

Это абсолютно реально. Мало того, с уже состоявшимися и потенциальными партнерами по данным объектам мы ведем переговоры. И одно из обязательных условий, которое не вызывает возражений – это привлечение в первую очередь подрядчиков, поставщиков, проектировщиков, которые расположены на нашей территории. Сложнее выдвинуть условие, при котором среди данных предприятий в обязательном порядке будет какая-то доля малого и среднего бизнеса.

Я подтверждаю, что мы настаиваем на привлечении
именно наших исполнителей к работе
над инфраструктурными объектами

Пока, если честно, у меня в голове не укладывается то, каким образом мы могли бы это требование сформулировать. Но я подтверждаю, что мы настаиваем на привлечении именно наших исполнителей к работе над данными объектами. А дальше, я надеюсь, вы между собой уже сможете как-то договориться.

Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию – больной вопрос для предпринимателей.  Какое-то продвижение идет, но на деле процесс все усложняется и усложняется. Будет какая-то работа проделана в этом вопросе?

Данную проблему необходимо разделить на 2 части. Если происходит усложнение процедуры, то данный вопрос решается очень просто: и нашими силами, и силами прокуратуры, потому что это является нарушением законодательства. Сегодня количество процедур четко регламентировано федеральным и региональным законодательствами, и появление каких-то лишних актов и других дополнительных документов недопустимо. Поэтому, если подобные факты имеют место быть, то вы можете на соответствующий муниципальный орган написать жалобу или заявление о том, что с вас требуют некий элемент, который не предусмотрен закрытым перечнем процедур.
Вторая часть данной проблемы связана не с процедурой, а действием конкретных должностных лиц. Я думаю, что с этим предприниматели сталкиваются чаще всего, когда приносят разрешение на строительство или документы на ввод в эксплуатацию, а сотрудники департамента каждый раз требуют проект поменять. С этим бороться сложнее, необходимо фиксировать конкретные примеры и также подавать соответствующие сигналы. И ответственных руководителей придется поправлять. Делать это необходимо: только через постоянные встряски системы можно добиться ее правильной работы.

Вы сказали, что наличие налоговых льгот не является принципиальным критерием в выборе региона для бизнеса, тогда какие условия на этот выбор могут повлиять на примере Новосибирской области?

Малый бизнес зачастую мигрирует из региона в регион с различными мотивами, поэтому я бы ответил на этот вопрос в разрезе крупного и среднего бизнеса. Безусловно, пакет преференций должен быть. И гонка налоговых льгот все-таки присутствует, и мы в ней, как ни крути, проигрывать не должны. Инвесторы ведь на это тоже обращают внимание, но, как показывает мой опыт, это лишь опция, желаемое условие, которое не является определяющим при принятии решения по поводу каких-либо крупных инвестиционных проектов. К важным критериям я бы отнес такие экономические категории, как наличие рынка сбыта, количество трудовых ресурсов и комфортные взаимоотношения с властью – основное внимание уделяется подобным вопросам, а также наличию доступности информации о площадках и земельных участках, общему политическому климату и готовности общаться