Искусство существует для того, чтобы жизнь всем нам казалась немного интереснее

4 / 2018     RU
Искусство существует для того, чтобы жизнь всем нам казалась немного интереснее
Вадим Репин художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля
Художественный руководитель Транссибирского Арт-фестиваля Вадим Репин рассказал, что является его особой гордостью, как удается из года в год приглашать известнейших музыкантов в наш город и о том, к чему еще есть стремиться.

Вадим, особенно стоит отметить бурное развитие направления мастер-классов и мастер-курсов, где преподавателями выступают одни из лучших музыкантов со всего мира. Как удалось добиться такого прорыва?

ВАДИМ РЕПИН: Когда всё это начиналось, мы, конечно, по мере возможности и по мере времени пытались просто поразить каждого из наших гостей, чтобы в итоге они провели какое-то время с молодежью. Это всегда оставляет приятные впечатления и подстегивает молодых музыкантов. Конечно, мы надеялись, что и лицей к нам подтянется, и консерватория, и все будут жаждать нас пригласить к себе, но все происходило крайне медленно и бесформенно, инициатива исходила только от
Хорошо, что мы этот проект все-таки воплотили в жизнь и не упустили шанс начать. И когда чета Медведко предложила нам идею образовательной программы на базе ДК «Энергия», конечно, мы решили попробовать, без каких-то даже особых надежд. Но все изменилось, когда на следующем фестивале мы увидели их отношение, а после увидели результат работы Олега и Анастасии. Было видно, как они этим делом живут, как для них важен этот фестиваль, — тогда все вопросы отпали сами собой. И мы поняли, что должны сотрудничать, должны быть в одной лодке и дополнять друг друга. В итоге это выросло в такой мощный проект.
Как обычно, личности много значат, в такие моменты понимаешь, насколько кадры – важная вещь. Одно дело — иметь идеи, другое — необходимость и умение их воплощать, и радует, что в нашей команде такие люди есть.

Что можно дать ученику за такой короткий промежуток времени?

За короткое время можно хотя бы наметить какую-то линию того, как ребенок должен работать. Можно крайне высоко поднять его самооценку или опустить, можно вдохновить, воодушевить или наоборот, но это уже зависит от личности музыканта, который проводит мастер-класс. А музыканты бывают разные. Есть те, кто в первый день может сказать, что человеку вообще не стоит заниматься музыкой, и по-своему будет прав, а кто-то в любом случае будет хвалить. Всё может происходить абсолютно по-разному и в каждой встрече между педагогом и учеником зарождается что-то особенное.
Мне кажется, мастер-курсы — это серьезная работа, мастер-классы также очень важны, но это история с другим посылом. Это и воодушевление, и радость общения, не только для молодых, но и для зрелых музыкантов. Порой впечатления остаются очень интересные, когда появляется свет и ты понимаешь, что человек нашел себя в правильном месте и должен развиваться дальше.

Насколько эта поддержка нужна, если у человека есть способности, разве одного таланта недостаточно?

Нет, одного таланта недостаточно никому. Во‑первых, это и общение, и поддержание некоего тонуса, во‑вторых, дети с раннего возраста должны понимать, что просто быть на сцене и исполнять музыку — это еще не всё, и мы стараемся развивать их в разных направлениях. Конечная цель каждого музыканта — это общение с публикой, общение со зрителем, людьми посредством формирования особой энергетики и передачи своего эмоционального мира. Это всегда сказка, когда ты играешь на сцене, и произведение несет в себе свою историю, которую ты даришь публике.

Насколько исполнительское самовыражение важно для музыканта?

Это как раз-таки то, что и делает музыканта музыкантом. У каждого артиста свое восприятие, свои образы и приемы, которыми он пользуется. Судить очень сложно, но это настолько глубокий вопрос интерпретации, когда человек стоит на сцене и ему удается увлечь публику! Научить этому очень сложно, легче научиться. Молодые музыканты как губки впитывают всю информацию, анализируют, воспринимают, и если это в обозримом будущем произведет необходимый эффект, то будет просто замечательно.

Как вам удается уговорить ваших коллег-музыкантов не только выступить на сцене, но и побывать в роли преподавателей?

В этом вопросе у меня очень сильная позиция. Я сам это очень часто делаю, когда приезжаю в разные города. В последний год я посетил пять-шесть музыкальных столиц мира: Монреаль, Париж, Москва и другие города, где я выступаю и даю мастер-классы, если у меня есть свободный день.
И потому, что я не ленюсь и показываю своим примером, мне легче убеждать музыкантов, даже тех, кто этого делать не очень любит, или когда действительно очень тяжелая программа на фестивале. И я горжусь тем, что мы пока не получаем резких отказов, и, конечно, все музыканты понимают, насколько это приятное и важное событие для нашего города, – они жертвуют своим временем и жертвуют часы своего таланта, выступая для нас.
Разумеется, это отнимает много времени и сил. Но я считаю, что если уж делать что-то, то делать по-настоящему. Существуют разные подходы. Некоторые мои коллеги проводят фестивали-двухдневки. В одном городе два фестиваля, потом в другом, с одной и той же программой. Но мне кажется, что если уж мы взялись за это, то нужно сделать так, чтоб этот фестиваль не был похож ни на один другой и по масштабу был бы одним из самых грандиозных. В этом направлении мы и работаем, то есть не распыляемся на какие-то мини-проекты, а строим что-то действительно фундаментальное.

Чем вы гордитесь больше всего?

Тем, что все направления, за которые мы беремся, развиваются, нет стагнации, и это, на мой взгляд, самое главное.
Это сложный вопрос. Для меня все события одинаково главные. Поскольку фестиваль – это длинный марафон, а не спринт, и каждый концерт, и каждая новая программа оставляет впечатление чего-то очень важного, потом ожидаешь следующий концерт, а потом будут другие, которые также очень важны, и ощущения каждый раз новые.

Мы добились того, что на какой-то
период времени Новосибирск
становится одной из главных
музыкальных столиц Европы

Концерт открытия был очень удачным, камерным концертом — тем, что мы играли с оркестром из Нью-Йорка, теми программами, в которых я был на сцене, я тоже очень доволен, послушал много интересной музыки.

Вам предстоит выступить в одном из производственных цехов завода НЭВЗ, насколько это необычная площадка для вас?

Конечно, это достаточно необычное явление и нестандартное пространство, но всегда интересно получать опыт от выступления в такой, не самой привычной, обстановке. Этот концерт — способ сказать спасибо, показать результаты и просто жест благодарности как от меня – руководителя фестиваля, так и от молодых ребят.
Благодаря нашему сотрудничеству с «Энергией» и четой Медведко, программа мастер-классов имеет тенденцию настоящего взрыва. Они очень грамотно и мудро помогают нам с этим проектом. Без них что-то могло получиться, но произошло бы это только через несколько лет. И мы надеемся, что предприятие станет нашим постоянным партнером в этом направлении.

Бизнес старается помогать искусству, а что может искусство предложить взамен?

Мы дружим и находим какие-то точки соприкосновения. С нашей стороны мы можем предложить только хорошую музыку и, безусловно, какие-то маркетинговые акции в поддержку наших друзей, а так, в принципе, искусство существует лишь для того, чтобы жизнь всем нам казалась немного интереснее.

Наверняка фестиваль отнимает у вас много сил и времени. Как вам удается сохранять мотивацию и энтузиазм, чтобы продолжать его развивать?

Это стало вызывать чувство какого-то азарта, и вдохновляет то, что этот проект действительно имеет огромный успех и о нем знает уже вся планета в тех кругах, которые интересуются музыкой и искусством в целом. И это, конечно, меня и подбадривает, да и потом, мы имеем дело с прекрасными музыкантами, личностями, которые благодаря нам превращаются в наших друзей и сами зовут нас к себе. И можно смело сказать, что мы добились того, что на какой-то период времени Новосибирск становится одной из главных музыкальных столиц Европы, это меня и вдохновляет.

В каких направлениях фестиваль будет развиваться в дальнейшем?

У нас много направлений, много необычных проектов, опять же, это работа с юношеством, со следующими поколениями и с немузыкантами даже. Есть проект, где ребята не из музыкальных школ показывают феноменальные результаты в плане маркетинга, каких-то новых идей, даже в плане организации концертов. И естественно, всем этим надо заниматься.
Каждый год на фестивале мы показываем совершенно новые произведения. Мир скрипичного и музыкального искусства прибавляет в репертуаре. И я не могу не гордиться тем, что существуют только единицы фестивалей на планете, которые могут похвастаться таким количеством мировых премьер, как у нас. Я живу Транссибирским фестивалем, и, конечно, для меня важно, чтобы здесь все было лучше, чем где-либо.