Школа, которая воспитает лидеров

11 / 2018     RU
Школа, которая воспитает лидеров
Александр Бойко президент холдинга TS Group
В 2021 году в Новосибирске появится уникальная общеобразовательная частная школа, отвечающая всем трендам современного общества. Команда профессионалов во главе с Александром Бойко рассказала Leaders Today, что ждать от нового, революционного проекта.

LT: Александр, как вы пришли к созданию образовательного проекта и почему вообще заинтересовались школьной тематикой?

АЛЕКСАНДР БОЙКО: В общем-то, всё как обычно: моё внимание к этой теме обусловлено личной ситуацией. Около года назад позвонила дочь и попросила помочь перевести внучку в другую школу: при нормативе в 24 человека на тот момент в классе училось 39 детей! Мест не хватало настолько, что в условиях полной посещаемости кто-то из детей был вынужден сидеть за преподавательским столом. Такая ситуация приводила к минимизации внимания преподавателя к каждому ученику и, соответственно, к значительной потере в качестве обучения. Во избежание полной потери ребёнком интереса к учёбе мы решили перевести её в другую, частную, школу. Но и здесь столкнулись с тем же — нехваткой мест. Погрузившись в проблему, я обнаружил для себя неожиданную вещь. Демографический кризис, начавшийся в 1991 году, привёл к тому, что к 2007 году наполняемость новосибирских школ снизилась в среднем до 73%, а некоторых — и вовсе до 50%. В результате энтузиазм властей к строительству и развитию образовательных учреждений сошёл на нет и многие школы подверглись разнообразным трансформациям — ликвидации, объединению, смене концепта. Демографическая ситуация изменилась лишь в 2008 году с введением государственной программы поддержки рождаемости. А два года назад в школы Новосибирска, впервые с 2003 года, пошло ребятишек больше, чем они способны принять в одну смену. Точечная застройка, традиционно сконцентрированная в центральной части города, привлекла туда тысячи новых молодых семей и дополнительно усугубила эту ситуацию. В итоге образовательные учреждения Центрального, Железнодорожного и Заельцовского районов вынуждены работать в две смены при чрезмерно переполненных классах. И, как свидетельствуют прогнозы Федеральной службы государственной статистики, эта тенденция в ближайшие 15 лет не изменится. Принципиально повлиять на ситуацию в центре Новосибирска практически невозможно: для строительства новых школ банально нет свободной земли, а возможность реконструкции и расширения существующих школ серьезно ограничена ужесточением строительных и санитарных нормативов.

Разрабатывая новую образовательную модель, мы стараемся брать всё лучшее, что существует на международном уровне

Так возникла идея строительства школы. Ну а поскольку на территории жилого квартала «Жуковка» у нас есть и земля, и все необходимые мощности, мы решили этот объект разместить именно там.

Какие задачи нацелен решить ваш проект?

А.Б.: Разрабатывая новую образовательную модель, мы стараемся брать всё лучшее, что существует на международном уровне. К примеру, западный пример адаптации образовательной системы под новые реалии, которые вызваны более ранним переходом Европы к цифровой экономике. До России массовая компьютеризация дошла значительно позже, поэтому наша образовательная система только сейчас столкнулась с такой проблемой, как, например, скорость и качество накапливаемой информации. Ведь когда я учился в школе, то одни и те же учебники передавались из года в год, пока не разваливались! А сейчас объём информации по некоторым отраслям знаний удваивается каждые 12 часов. Соответственно, как минимум, необходимо переходить на принципиально иные носители. Как научить ребенка в этом потоке отделять достоверную информацию от фейка? В Новосибирске, к примеру, согласно статистике, всего 5% школьников имеют представление о цифровой грамотности.
Те, кто пойдет в школу в следующем году, выпустятся в 2030 году. А к 2025 году исчезнет четверть существующих сегодня профессий. Какие знания, какие навыки будут востребованы обществом? Что должна давать современная школа, какими личностными характеристиками должны обладать её выпускники, чтобы быть успешными и, главное, счастливыми в будущей жизни? И здесь на первый план выходит уже то, чем всегда была сильна именно российская школа! Мы должны готовить Лидеров! Самоотверженную, ответственную и цельную ЛИЧНОСТЬ!

Андрей Ивенских, директор будущей школы в НовосибирскеАНДРЕЙ ИВЕНСКИХ: Также мы хотим задать новый вектор развития ребёнка, минуя распространённый в современных российских школах унифицированный образовательный подход — тот самый пресловутый средний уровень, достижение которого почему-то считается чуть ли не максимумом ученических возможностей. Преследуя цель воспитать настоящих лидеров будущего, мы делаем ставку на уникальность каждого ребёнка и, выявив его предрасположенность к определённому виду деятельности, будем выстраивать его персональную траекторию развития. Большое преимущество этого подхода — возможность для детей делать осознанный профессиональный выбор. Всё просто: ученик проявляет интерес и способности в той или иной сфере, а школа помогает ему делать шаги навстречу своей мечте.

 

Наталья Обелец, руководитель проектаНАТАЛЬЯ ОБЕЛЕЦ: За 15 лет работы в образовательной сфере я обнаружила, что зачастую компетенции выпускников не соответствуют требованиям, предъявляемым реальными работодателями. Устранить этот пробел — такова была моя роль в реализации всех образовательных инициатив «Лаборатории Касперского» в Москве, и та же задача стоит перед нами сейчас — здесь, в Новосибирске. Мы планируем значительно увеличить объём практических занятий в нашей школе, используя самые инновационные сценарии в образовательном процессе. Например, вы наверняка слышали про «перевернутый класс». Это такой сценарий, в котором типичная подача лекций и организация домашних заданий представлена наоборот: дома дети изучают теоретический материал, а в классе выполняют упражнения, дискутируют, тренируют навыки общения и комплексного решения проблем. На данный момент мы также смотрим в сторону признанной во всём мире системы Международного бакалавриата, позволяющей выпускникам школы поступать в лучшие вузы мира на привилегированных условиях, при этом уже обладая запасом навыков, свойственных студентам колледжа. Усовершенствовав эту систему, мы сможем дать российским университетам абитуриентов более высокого уровня — ребят, сделавших осознанный профессиональный выбор и готовых работать по специальности качественно и, что немаловажно, с удовольствием. Мы уже встречались с ректорами некоторых новосибирских вузов, и они с радостью восприняли предложение о совместной работе.

В чём уникальность вашего проекта?

А.Б.: Для того чтобы ребёнок хотел возвращаться в школу снова и снова, мы создадим современную, стильную, трансформируемую под текущие образовательные нужды пространственную среду. Во многом это осуществимо благодаря возможности строить новое здание исходя из образовательных нужд, а не приспосабливать старое пространство к новым реалиям. Что это значит? К примеру, мы говорим архитекторам, что сегодня в школе должны быть 3D-принтер, робототехника и станки для гравировки, а что будет нужно завтра — мы не знаем. И они создают пространство, адекватное с точки зрения наших сегодняшних потребностей и способное к взаимодействию и трансформации в будущем там, где это необходимо. В итоге получается по-настоящему «умная» среда, располагающая к интересному, комфортному обучению. В ней ребёнок сможет дать волю своим настоящим эмоциям и получить все шансы стать открытым, живым, любознательным лидером.

Для того, чтобы ребёнок хотел возвращаться в школу снова и снова, мы создадим современную, стильную, трансформируемую под текущие образовательные нужды пространственную среду

Наш проект также предусматривает колоссальный объём дополнительного образования: под эти нужды мы проектируем отдельный корпус с избыточным количеством творческих курсов и научных клубов — настоящий детский технопарк. Отдельным блоком будет возведен полноформатный спортивный комплекс с двумя спортивными залами, 25‑метровым бассейном, стадионом с массой спортивных секций. Благодаря этому мы сможем реализовать любые пожелания учеников относительно своего развития и досуга и, более того, привлечь на свою площадку других ребят из разных уголков Новосибирска. Центр дополнительного образования будет рассчитан на 5–6 тысяч детей.
Другое преимущество нашего проекта — полупансион, или модель полного учебного дня. Ребёнок, находясь в школе по 10–12 часов, будет успевать абсолютно всё: посетить уроки, покушать, позаниматься любимым видом спорта, отдохнуть, сходить в театр, а также выполнить всё домашнее задание и погулять. Мы уверены, что это здорово мотивирует ребят и переведёт школу из статуса «надо» в статус «хочу».

Н.О.: И, опять-таки, полупансион — большой плюс к спокойствию родителей, не понаслышке знающих, как тяжело доверить ребёнку самостоятельное питание. В нашей школе предусмотрено до пяти приёмов пищи из меню, составленного профессиональным диетологом. Специалист не только будет отвечать за полезность подаваемых блюд, но и сможет составить для всех желающих персональный сбалансированный рацион.

Как в вашей школе будет решена проблема с кадрами?

А.Б.: Новосибирск сегодня — огромный образовательный кластер. Поэтому я не сомневаюсь, что мы найдем здесь достаточное количество мотивированных и целеустремленных педагогов, желающих принять участие в создании по-настоящему инновационного проекта современной школы. А поскольку мы нацелены на сетевой проект, то настоящее географическое положение наших кандидатов не играет роли: мы уже ведём переговоры с теми, кого будем рады видеть в своей команде. Вот Андрея, например, пришлось из Перми выписывать, а Наталью — из Москвы (смеётся). В педагогический состав нашей школы, безусловно, войдут и зарубежные учителя, которые в целях создания хорошей лингвистической базы для детей будут вести занятия по целому ряду предметов на иностранных языках. Для их размещения на территории школы будет построен кампус, где, по нашей оценке, будет проживать до 30% преподавательского состава школы. Кроме того, мы планируем постоянно повышать квалификацию своих преподавателей, организуя для них мастер-классы от ведущих мировых и российских специалистов.

Александр, будут ли бюджетные места для обучения в вашей школе?

А.Б.: Однозначно да! Для этих целей будет создан специальный стипендиальный фонд. Мы изначально закладываем в финансовую модель значительный процент ребятишек, которые будут учиться совершенно бесплатно! Практически каждый ребёнок может претендовать на стипендию, главное — мотивация, готовность быстро и разносторонне развиваться.