Мода будущего, постпотребление, этническое самосознание

11 / 2018     RU
Мода будущего, постпотребление, этническое самосознание
Марина Язикова продюсер, фешен-стилист, персональный шопер
В чём искать вдохновение при создании своего индивидуального образа в следующем году?

Осознанное потребление

Sustainable Fashion — «устойчивая мода», выражение, подразумевающее ответственное отношение к планете, природе и людям. Для России это совсем новое направление, однако на Западе это уже стало базисом развития практически любой малой марки. Принцип «от колыбели к колыбели» — это один из самых популярных принципов, на которых строится концепция устойчивой моды, он был предложен американским архитектором Уильямом Макдонахом и немецким химиком Михаэлем Браунгартом. Его смысл заключается в том, что, приступая к работе, дизайнер задумывается обо всех этапах жизненного цикла вещи: как она появляется, как используется и где заканчивает своё существование.
Устойчивая мода подразумевает под собой и поиск новых экологичных материалов. Их разрабатывают по всему миру, и многие уже очень скоро будут запущены в массовое производство. К примеру, итальянская компания Orange Fiber создала технологию производства текстиля из апельсинового жмыха. Регенерированные шерсть и волокно производятся из уже использованных вещей. Существует и множество проектов, производящих ткани из других альтернативных и экологичных материалов, таких как водоросли или даже кофейные отходы. Крупные бренды также начинают интересоваться такими экологичными материалами нового поколения. Например, бренд Etro (в Новосибирске он тоже представлен). Некоторые производители одежды используют на вещах из биоволокон этикетки с описанием того, как вещь произведена и из чего. Ко второй этикетке крепится семя базилика, завёрнутое в бумагу. После покупки этикетку можно порвать на кусочки и посадить в горшок с землёй: вырастет базилик.

От теории к практике

Принципы «устойчивой моды» могут быть воплощены несколькими методами.
Ресайклинг (recycling) — возможность повторного или даже многократного использование вещей.
Апсайклинг (up-cycling) — создание одежды из бывшей в употреблении одежды. От ресайклинга отличается тем, что его цель состоит не в минимизации отходов, а именно в создании вещи с добавленной стоимостью. Добавленная стоимость появляется в результате того, что дизайнер инвестирует в её производство свою креативность.
Трешен (trashion) — это слово образовано от слов «треш» и «фешен», то есть «мусор» и «мода». Данный неологизм означает производство одежды и аксессуаров из непривычных и даже весьма эксцентричных материалов, в том числе винтажных предметов.
Безотходный крой (zero waste) — этот приём, в соответствии с названием, направлен на минимизацию отходов ткани при раскрое и максимально эффективное использование материалов.
Медленная мода (slow fashion) — в отличие от «быстрой моды» международных корпораций, предполагает, что дизайнер сосредоточен на качестве изделий, использует ручной труд и местные ресурсы, создавая вещи, ориентированные на длительное использование.
Эти подходы с каждым годом всё активнее входят в мировую модную индустрию: люди устали от синтетики и вещей из масс-маркета «до первой стирки», стали чаще выбирать винтаж или качественные брендовые вещи даже второго использования. Однако россиянами пока больше движет экономия, а не экология.

Мода эскапистов

Вышивка, плетение, вязание, ткачество — всё эти высказывания, адапитрованные к языку современной моды, мы видим на подиумах. Выражение своего этнического самосознания — один из ярких трендов наступающего года и, более того, последующих. На контрасте с этим трендом играет эстетизация дурного вкуса — клоунада, циркачество. Сегодняшний китч нулевых очень ироничен по отношению к оригинальной эпохе — в общем, так его и нужно воспринимать. Следующие инструменты для тех, кто хочет соответствовать духу времени, — это кожа и объём. Если натуральный мех встречается всё реже, то на кожу пока нападок не предвидится, поэтому кожа ещё будет атрибутом люкса, стиля, роскоши. Острый нос в обуви отсылает нас как к 80‑м, так и к нулевым. Как и ощущение, что одежду сняли с чужого плеча. В таком наряде легко почувствовать себя хрупкой девочкой — ощущение, которого так не хватает сильным и независимым женщинам нового века.
Мода всегда точно отражает социальные проблемы в мире, и кажется, эскапизм, то есть некий побег от реальности, — одно из главных общественных переживаний наших дней.
Елена Видякина, управляющий магазина Etro