К истокам как тенденция

11 / 2018     RU
К истокам как тенденция
Марина Йоргенсен фриланс-консультант, автор художественного травелога «Счастье как способ путешествия», с 2003 года – автор рубрики «Легкость бытия»
О важности концепции экологически безопасного и рассчитанного на долгосрочную перспективу развития.

И даже мусор за границей другой! Подходишь к мусорному баку, а там такая красота! Разноцветные пластиковые пакеты, все аккуратно, не то что у нас…Не знаю, как вы, но я в конце восьмидесятых, начале девяностых не раз принимала участие в обсуждении темы «некрасивости» нашего советского мусора. Пресловутое мусорное ведро, на дно которого обычно подкладывали газету, чтобы проще вытряхнуть содержимое ведра в мусорный бак. Это сейчас случайно попавшие в дом пластиковые пакеты из супермаркетов (обычно, я хожу туда со своей тряпочной сумкой) или магазинов я использую для мусора и испытываю смешанные чувства: с одной стороны, «какая я молодец – утилизация в действии!», с другой, «и когда мы перестанем портить экологию нашей планеты всем этим пластиком?». А тогда, в России на заре девяностых, новый пакет с яркой картинкой засчитывался любой приличной девушкой за нормальную сумку. О нравы, о времена! А серая унылая бумага, в которую в продовольственном отделе заворачивали все что угодно: от колбасы до карамелек на развес? Толи дело за границей…

 

Времена меняются. Время летит стремительно и заграницу по части упаковки Россия догнала и перегнала. Заграница тем временем семимильными шагами возвращается к истокам. И та самая унылая серая оберточная бумага теперь экологический тренд. И какой! Теперь даже компании есть, которые специализируются на разработке экологически чистой упаковки. Потому что всё большее количество компаний понимает важность концепции экологически безопасного и рассчитанного на долгосрочную перспективу развития. Sustainbility или, другими словами, что хватит засорять планету.

В рамках пилотной программы, цель которой сделать бизнес по доставке товаров «более зеленым», американская фирма Office разработала для eBay коробки, которые предполагается использовать несколько раз. По словам представителя eBay, если каждая такая коробка будет использована пять раз, то это поможет спасти около четырех тысяч деревьев и около десяти миллионов литров воды. Разумеется, коробки на сто процентов сделаны из утилизованого материала и спроектированы таким образом, что требуют минимальное количество липкой ленты. После того, как рабочий цикл коробки подойдет к концу возможна ее полная утилизация, о чем и сообщает надпись на коробке: Don’t worry, it will come back as something nice, like a bithday card or movie theatre popcorn bag. Не волнуйтесь, коробка вернется в качестве чего-нибудь приятного, в виде поздравительной открытки или коробки для попкорна.

Вот посмотрите на упаковку кроссовок Newton! Их коробки для обуви (сотрудничество с TDA Advertising and Design) сделаны примерно из того же материала, который используется для изготовления лотков для яиц. Прессованный картон сделан из 100% переработанных материалов. Экологичнее не придумаешь. Испанский нишевый производитель шоколада Tocantins (настолько нишевый, что поставляет свой шоколад исключительно пятидесяти лучшим ресторанам мира) выбрал для упаковки своего шоколада тот же прессованный переработанный картон «как для яиц». Американская компания Green Depot упаковывает свои электрические лампочки в рециклированый картон. Да-да, я еще пару лет назад проверяла, теперь в русском языке официально есть слово «рециклировать» (от английского слова recycle). Но вспомним наше детство или те самые пресловутые восьмидесятые-девяностые: какой была упаковка для электроламп? А точно такой же, из серого-коричневого картона! Круговорот трендов в природе – хоть тогда такая упаковка казалась совсем не трендом. Да и слово «тренд» мы не знали, так же, как и слово «рециклировать». А в наши дни даже фастфуд-сеть KFC, которая лично у меня никак не ассоциируется с экологическим стилем жизни, включилась в игру. Компания The Robin Collective специально для KFC разработала бисквитные съедобные стаканы, в которые можно наливать горячий эспрессо. И это замечательно, что пластик выходит из моды.

Ну и вообще, когда на какую-то тему появляются книги, то понимаешь – тема превратилась в «Тему». Именно так, с большой буквы. Вот и в испанском издательстве Monsa вышла книга Handmade packaging graphics под редакцией Хосе Марии Мингета (Josep Maria Minguet). Название говорит само за себя: экологически правильная упаковка хендмейд настолько важная тема, что ею занимаются дизайнеры-графики. Впрочем, в слове хендмейд есть определенная доля лукавства, речь в первую очередь про мелкосерийный дизайн, а не про то, как из ненужного журнала сделать оберточную бумагу, предварительно разрисовав ее от души и от руки.

Главные тренды в области упаковки выглядят следующим образом:

1. Recycle. Повторное использование, утилизация материалов. И даже пластик может быть экологическим, если он повторно переработан.

2. High tech innovations. Экологические хайтек инновации. В качестве примера, чернила из молочной кислоты, а не химические для использования в полиграфии.

3. Go natural. Натуральность – тут совсем наоборот. Не материалы, созданные в результате использования высоких технологий, а аккуратное использование того, что не вредит природе и планете.

4. Rethink the packaging. Если можно использовать меньшее количество упаковки, не нарушая условий хранения товара или отказаться от нее вообще, то это хороший вклад в экологию планеты. Кстати, я помню, как ходила в детстве в соседний гастроном за молоком с бидоном. Этот алюминиевый бидон сейчас стоит у меня на кухне в моей лиссабонской квартире потому что «valor sentimental» – он для меня имеет эмоциональную, «воспоминательную» ценность.

Поскольку мы живем не только в эпоху перемен, но и в эпоху маркетинга впечатлений (experiential marketing), все вышеперечисленные тренды, совершенно «бескорыстные» на первый взгляд, на взгляд второй помогают не только планете, но и продажам. Потому что работают с «психологическими надстройками», а именно добавляют товару свойства, имеющие ценность в глазах покупателя. Потому что «экологичность» – это про feel good about yourself, то есть про шоппинг с чистой совестью. И еще про эгономику, которая про индивидуальность выбора. Да и вообще, про индивидуальность и не массовость. Дизайн оберточной бумаги сетевого книжного магазина FNAC визуально прост той самой «экологически выверенной» простотой. А The Body Shop, в котором я регулярно делаю покупки так и вообще дает дополнительный маленький подарочек, если ты отказываешься от упаковки своей покупки. Тренировка сознательности. И почему бы и нет?

 

Киоски с fish and chips в старой доброй Ирландии всё чаще и чаще, по моим наблюдениям, возвращаются к истокам и продают свою с рыбу картошкой фри по старинке, завернув в газету. Еще немного, и газета станет очередным хипстерским манифестом, вроде стеклянных банок, из которых полагается пить домашний лимонад или смузи. Потому что тема подхвачена. И даже те рестораны, которым стиль подачи еды не позволяет использовать позавчерашнюю газету, делают отсылку на ее дизайн, подчеркивая, что они «с историей и история начиналась так».

Маргарет Бакли (Margaret Buckley), владелица рыбного магазина в Дублине с семейной историей в более чем столетие убеждена, что весь это пластик в современных супермаркетах – это слишком.

– В наше время всё настолько упаковано, что когда приходишь домой и распаковываешь покупки, мусорный бак оказывается доверху наполнен. Пластик, пенопласт, картон и снова пластик. Мои клиенты относятся бережно к экологии и им нравится мой подход. (Маргарет тоже продает свою рыбу по старинке, завернув ее в старые газеты, от которых приходится избавляться соседнему газетному киоску). – Пусть рыба почитает газету по дороге из магазина до плиты, – шутит Маргарет.

И это правильно. И это – еще один важный шаг на пути к circular economy. К циркулярной экономике или, иными словами, к экономике замкнутого цикла. В отличие от традиционной, линейной экономики, она концентрируется на продуктах и услугах, которые минимизируют отходы и загрязнение окружающей среды, на рациональном использовании природных ресурсов, на использовании возобновляемых источников энергии и переработке вторичного сырья. Незаметно для самой себя я могу настучать еще восемь тысяч знаков на эту важную тему, но зачем? Ведь главный принцип циркулярной экономики давно сформулировал Маленький Принц: «Проснулся, убери свою планету».

Best regards,
Marin@Jorgensen