Театральная постановка как отражение современности

10 / 2018     RU
Театральная постановка как отражение современности
Дарья Емельянова ведущая актриса «Красного факела», дважды номинирована на премию «Золотая Маска» за лучшую женскую роль, лауреат премии «Золотая Маска» за работу в спектакле «Три сестры»
Одна из самых востребованных актрис Новосибирска исполняет ведущие роли в таких спектаклях, как «Онегин», «Гедда Габлер», «Три сестры», «Дети солнца». Данные постановки настолько цепляют зрителей и театральных критиков, что мимо них невозможно пройти.

LT: Дарья, постановки, в которых вы играете, можно сказать, провокационные. Что для вас значит провокация?

ДАРЬЯ ЕМЕЛЬЯНОВА: В нашем театре нет спектаклей, поставленных ради провокации. Уж точно это не является главной целью. Я сама не соглашусь просто так раздеться на сцене или принять участие в чём-то таком, как вы говорите, провокационном, но спектакль — это другое дело. Всё, что происходит в постановке, всегда обусловлено логикой и идеей. Если в итоге зритель складывает определенную картину в голове и понимает, для чего была сделана «провокация», то вопросов, как правило, не возникает. Например, в начале спектакля «Онегин» есть откровенная сцена. Конечно, она обращает на себя внимание, но каждый трактует её по-своему. На мой взгляд, она культурна и тактична, она точно передаёт образ жизни и характер главного героя. Но временами находится зритель, который во время неё позволяет себе встать и закричать: «это вы называете театром?», добавляя нецензурную лексику. И у меня возникает встречный вопрос! Что вы сами сейчас транслируете? Культуру ли? Театр — это двусторонний процесс. Наша задача, актёров и режиссёра, дать определённую характеристику герою, а со стороны зрителя нужны желание прочувствовать героя, погрузиться в свои эмоции, мысли об увиденном. Не бывает такого, что всё разжевали и положили — тогда уж всё в программке можно написать и объяснить, только какой смысл тогда на спектакль идти?
ЕЛЕНА ПРОТАСОВА В СПЕКТАКЛЕ «ДЕТИ СОЛНЦА» ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО. РЕЖИССЁР — ТИМОФЕЙ КУЛЯБИН. ФОТОГРАФ — ФРОЛ ПОДЛЕСНЫЙ.

Как меняется характер классических героев в современных спектаклях?

На мой взгляд, никак. Произведения великих мастеров тем и отличаются, что с поднятыми в них проблемами, вопросами, с образами героев мы можем работать и сейчас. Персонаж может быть современно одет, использовать современный язык, но останется тем же самым, каким его когда-то задумал автор произведения. Если взять того же Онегина, я думаю, сам Пушкин наделил героя теми чертами, которые акцентировал Тимофей Кулябин в своей постановке: особой инфантильностью, отсутствием интереса к жизни, себе и происходящему. Знаете, такое внутреннее увядание.

А как вы справляетесь с такими ролями?

Про моих героинь часто говорят, что они одинокие и депрессивные. Но играя самого депрессивного героя на свете, ты можешь ощущать тёплые и искренние чувства. В процессе подготовки к спектаклю копится очень много информации, формируется определённая база. Вот, например, во время работы над постановкой пьесы Горького «Дети солнца» я заметила для себя удивительную вещь. Лена Протасова, которую я играю, уж больно интересуется модой. От меня эта сфера далека, но сейчас замечаю, что мне стало любопытно, что там в этой моде происходит. Люди, безусловно, меняются во время работы над постановками — они вступают в конфликт с самими собой. Бывает, мы себя не узнаём, когда смотрим фотографии после спектаклей. Становимся какими-то другими, может быть, даже некрасивыми… Не потому, что накрашены плохо, а потому, что сам по себе герой внутри некрасив, а его поведение — сплошной ряд эгоистических проявлений. Если вернуться все к той же Лене Протасовой, то мне хотелось бы думать, что я, Даша Емельянова, местами интереснее её, добрее, больше забочусь о близких.
ХАДИЛЬ В СПЕКТАКЛЕ «ПОЦЕЛУЙ» ПО ПЬЕСЕ Г. КАЛЬДЕРОНА. РЕЖИССЁР — ЮРИЙ УРНОВ. ФОТОГРАФ — ВИКТОР ДМИТРИЕВ.

Есть роли, которые вы хотели бы сыграть?

Я люблю свои роли и рада, что мне дают возможность играть главных героинь, но точку на этом ставить не собираюсь. Я не мечтаю о какой-то определённой роли, я просто очень голодная в плане работы. Для меня важен безостановочный процесс и постоянный поиск, эксперимент. Хочу не только главные, но и второстепенные роли, как бы эгоистично, может быть, это ни звучало. Любой актер стремится к этому. Если такого не происходит, мы гаснем. Очень обидно наблюдать за тем, как множество талантливых людей в театре в силу возраста или из-за несовпадения взглядов с режиссёром уходят на второй план. Удивительные, потрясающие актеры, у которых нет зоны для высказывания — это страшно. Ведь им есть что сказать — их эмоциональный и энергетический запас велик. Для меня это близкая проблема. Я, чёрт возьми, не молодею, а с каждым годом становлюсь всё старше! И буду ли я интересна?..
ТАТЬЯНА В СПЕКТАКЛЕ «ОНЕГИН» ПО РОМАНУ А. ПУШКИНА. РЕЖИССЁР — ТИМОФЕЙ КУЛЯБИН. ФОТОГРАФ — ФРОЛ ПОДЛЕСНЫЙ.

Какие темы в театре на сегодняшний день остаются актуальными?

Все проблемы вечны. Вопрос в другом: каким способом их транслировать и интерпретировать? Все режиссёры, с которыми мне приходилось работать, в основном озадачены этим вопросом – как донести и как стать услышанным, чтобы быть созвучным с сегодняшним днем. А самая актуальная тема… Наверное, тема одиночества — всё сводится к этому. Мои герои остро реагируют на мир, они не способны вынести все тяготы жизни, поэтому итог, как правило, трагичен. Так заложено природой, что человек не может закрыть глаза на несправедливость или несостоятельность, хотя здесь тонкие грани… Мы часто ограничиваем себя в восприятии своего будущего, своего настоящего, а в итоге можем утонуть.

Каким вы видите будущее театра через призму актёрской профессии?

Театр — это настолько сложная и многогранная вещь! Он в постоянном развитии, ищет и находит разные способы трансляции. Один из них — исключить актёра из постановки, используя инсталляцию. Мне не хотелось бы исключать человека. Через актера надо делать и говорить — тогда постановка будет живая. А это то, что необходимо зрителю.
МАША В СПЕКТАКЛЕ «ТРИ СЕСТРЫ» ПО ПЬЕСЕ А. ЧЕХОВА. РЕЖИССЁР — ТИМОФЕЙ КУЛЯБИН. ФОТОГРАФ — ФРОЛ ПОДЛЕСНЫЙ.