Аэродром Мочище: полёты — это не мечта, это реальность

10 / 2018     RU
Аэродром Мочище: полёты — это не мечта, это реальность
Александр Осокин руководитель аэродрома Мочище
Задача инновации — превратить вчерашние мечты в сегодняшнюю реальность. Прогрессивные технологии и перспективные решения делают современную жизнь эффективней и продуктивней. Что ещё ждёт человечество и может ли небо служить миллионам?

LT: «Небо» на самом деле может стать общедоступным видом транспорта?

АЛЕКСАНДР ОСОКИН: Не только может, но и уже становится. Сегодня небо — это оживлённое место. Конечно, нам далеко до масштабного использования, как это происходит за границей, но надо понимать, что в России малая авиация долгое время пребывала в забвении и людям нужно привыкнуть к мысли, что летать на малые расстояния и можно, и нужно. Понятно, что полёты — это не совсем дешёвое удовольствие. Но если вам необходимо попасть в соседний город, чтобы решить некую проблему, за час-полтора, то проезд на машине, с учётом затраченного времени и средств, будет реально соотносим с арендой самолёта или вертолёта. Время — деньги.

Но полёты требуют многого: места базирования, заправки, взлётной полосы. Мочище может всё это предоставить?

В прошлом году аэродром Мочище стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший аэродром России», для такого признания необходимо соответствовать многим показателям. Мы соответствуем всем. Поэтому и лучшие. А если по делу, то сегодня аэродром Мочище — это не только посадочная площадка с обучающей деятельностью, здесь можно взять в аренду самолёт или вертолёт, а также имеется возможность для базирования воздушного судна. У нас есть две взлётно-посадочные полосы, длиной 900 и 1800 метров, чтобы безопасно взлетать и садиться при любом направлении ветра. В тёплых, обустроенных ангарах можно получить помощь в вопросах ремонта авиационной техники, а в скором времени и её покраски. На нашем аэродроме есть оснащённый всем необходимым оборудованием топливно-заправочный комплекс со всеми видами авиационного топлива: авиационный бензин, авиационный керосин ТС‑1, АИ‑95. Услугами заправки пользуются не только наши пилоты, но и те, кто совершает длительные перелёты во все направления. Кроме этого, у нас можно вкусно поесть в столовой и переночевать в гостевом домике. Ежегодно через нашу площадку перелетает более двухсот транзитных воздушных судов.

Если предположить, что люди привыкли перемещаться на воздушных судах, но в Новосибирской области нет посадочных площадок. Что делать?

На уровне городской и областной администрации уже не раз обсуждался план развития линий путей сообщения. И, на мой взгляд, если в такой план внести сеть посадочных площадок, размещённых в разных районах, это будет альтернативой автомобильному и железнодорожному транспорту, а ещё будет приносить определённый доход тем административным округам, где они будут расположены.

А что должно быть на посадочной площадке?

То же, что есть у нас, должно быть и везде. Чтобы площадка работала и принимала воздушные суда малой авиации, не так уж много требуется финансовых средств. Нужны взлётно-посадочная полоса, авиационное топливо и место, где можно было бы переночевать и поесть. Если территорию Новосибирской области поделить на зоны и распределить, где, например, будет только посадочная полоса, где только заправка, а где и то и другое и мотель для пилотов, то сеть посадочных площадок будет работать эффективно. Полёты станут комфортными в любом направлении, куда бы они не проходили. А начинать можно с посадочных площадок, которые требуют только одного — вовремя скошенной травы на взлётно-посадочной полосе. И всё.

Почему же не строится?

Сегодня всё определяется потребностью. Но, по моему мнению, в данном случае это неверно. Здесь нужно потребность сформировать. Россияне пока плохо представляют, что самолёты и вертолёты можно использовать как вид личного транспорта, к такой мысли нужно прийти, привыкнуть, войти во вкус, оценить все плюсы.
И мы со своей стороны стараемся этот интерес поддерживать, знакомя горожан с воздушными судами малой авиации, в том числе во время ежегодного авиационного праздника, всегда приуроченного к знаменательной дате и ставшего традиционным для Новосибирска и области. Каждый год мы стараемся чем-то удивить гостей. Например, вот уже пять лет в празднике принимает участие Новосибирский фестивальный симфонический оркестр, что оставляет неизгладимые впечатления у зрителей. В небе над аэродромом Мочище выступают всемирно известные пилотажные группы ВКС России «Соколы России», «Русские витязи», группа высшего пилотажа ДОСААФ России «Русь», пилотажные группы «Открытое небо» и «Барсы».

На каждом шоу вы представляете раритеты — самолёты и вертолёты, которые являются гордостью авиации. Почему аэродром занимается реставрацией?

Не рублём единым жив человек, что-то должно быть для души. Мы любим небо и уверены, что возвращать жизнь технике, которая оставила свой след в истории не только малой, но и большой авиации России, правильно. Нужно понимать, что аэродром Мочище пропитан историей, он известен тем, что здесь учились летать такие знаменитые люди, как заслуженный лётчик-испытатель, многократная рекордсменка мира, Герой Социалистического Труда Марина Лаврентьевна Попович, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Борис Антонович Орлов, заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Борисович Бардин, многократный чемпион мира по самолётному спорту Алексей Петрович Пименов. И наша задача сохранить эту память. Впрочем, мы не только возвращаем технике жизнь, мы доводим её до лётного состояния. Вы не представляете, какие чувства охватывают, когда в небо поднимается вертолёт Ми‑1, единственный в стране летающий экземпляр, или самолёты ПО‑2 и Як‑12, восстановленные по чертежам или по сохранившимся описаниям. Скоро взлетят вертолёт КА‑26, самолёты Ил‑14 и Морава L200. В созданном нами музее под открытым небом каждое восстановленное нами воздушное судно — это наша гордость. Мы хотим, чтобы люди увидели, с чего начиналась история авиации, смогли вспомнить, как это было, и поверили в то, что если есть прошлое, значит, будет и будущее. А у малой авиации оно точно есть.

Чтобы подняться в небо, нужен самолёт или вертолёт. Может ли аэродром Мочище сегодня обеспечить всех желающих?

Да, может. На нашем аэродроме находится более 40 единиц авиационной техники.

А чего не хватает аэродрому Мочище для массового покорения неба?

В первую очередь понимания и поддержки на уровне городской и областной администраций. Сегодня у каждой из оставшихся посадочных площадок Новосибирска и Новосибирской области есть проблемы, которые могут привести к закрытию. Например, наша территория попадает в планы строительства автострады Восточного обхода города Новосибирска. И возможно, вместо полётов через год-два здесь будут стоять коттеджи и мчаться автомобили. Но тем не менее мы верим, что аэродром Мочище, возродившийся четверть века назад из картофельного поля и превратившегося в прекрасную посадочную площадку, воспитавший не одно поколение пилотов, продолжит своё дело по инновационному продвижению освоения неба. И воздушное судно станет таким же привычным элементом современной жизни, как айфон или автомобиль.