Работать по зову сердца

1 / 2018     RU
Работать по зову сердца
Николай Сизиков руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр является одним из главных культурных достояний нашего города. О том, в чем заключается уникальность оркестра, о гастрольном плане и внутренней жизни коллектива рассказал его руководитель Николай Сизиков.

СТИЛЬ: Новосибирский академический оркестр на протяжении многих лет является одним из лучших в стране, в чем уникальность вашего коллектива?

НИКОЛАЙ СИЗИКОВ: В первую очередь это заслуга Арнольда Михайловича Каца. Он на протяжении 51 года руководил оркестром, был его создателем, дирижером и бессменным руководителем — случай этот поистине уникален. Таких людей сейчас нет и наверняка больше не будет.
Он основал оркестр в 1956‑м году, это было тяжелое время, залы пустовали, люди не ходили. Приезжали ведущие музыканты и дирижеры: Давид Ойстрах, Кирилл Кондрашин, Эмиль Гилельс — это были такие великие имена, эти люди блистали, а Арнольд Михайлович привозил их к нам, в Новосибирск. Необходимо было приучить людей к музыке, и люди пошли. Маэстро поступали предложения переехать в Москву или Санкт-Петербург, но он до конца оставался предан своему родному оркестру.

Из музыканта оркестра вы перешли на должность его руководителя, как так вышло?

Я отыграл в оркестре 22 года, последние 5 лет попутно занимался административной работой, был инспектором. Это очень неоднозначная должность: вроде ты музыкант, но еще и администратор — своеобразный конфликт интересов. Инспектор следит, чтобы все было отлажено, все работало как часы, следит за готовностью концертной площадки. Два года назад мне предложили возглавить коллектив: все-таки я прошел все звенья работы в оркестре от самого начала, и музыканты ценят, что руководит коллективом человек из их команды.
Иногда очень тянет в оркестре сыграть, кажется, что мог что-то исполнить лучше, по-другому, но это отнимает очень много времени. Репетиционный период длится с утра и до обеда, а это то самый момент, когда необходимо заниматься всеми организационными делами. После обеда начинаются переговоры с нашими приглашенными солистами, дирижерами. В это время просыпается Москва, Питер, Европа. Идет переписка, согласование расписания. Музыканты – натуры очень тонкие, можно сказать ранимые, поэтому на это уходит много времени и сил.

В вашем коллективе есть народные и заслуженные артисты, кого из музыкантов можно выделить особенно?

Особое внимание я бы, конечно, уделил Томасу Зандерлингу — нашему главному дирижеру и художественному руководителю. Он родился в Новосибирске, в эвакуации, в 1942‑м году. Сейчас является гражданином Германии и России. Мы сотрудничали с ним на протяжении 15 лет, и в итоге наш коллектив выбрал его в качестве главного дирижера. Это прозвучало на весь музыкальный мир, поступали поздравления в честь того, что такой именитый дирижер принял предложение возглавить наш оркестр.

Мы можем быть довольны собой, только когда доволен
каждый зритель

В нашем коллективе много знаковых личностей, есть народный артист и почти все концертмейстеры являются заслуженными. Зачастую работают в оркестре целыми семьями, династиями, поколениями. Отец уходит, а на смену ему в коллектив приходит его сын, в этом тоже заключается уникальность нашего оркестра – климат в команде очень теплый, дружелюбный. Даже когда были совсем тяжелые времена, мы сумели сохранить свою целостность. Девяносто восьмой год, зарплату почти не платили, но за весь этот период почти никто не ушел, не бросил ни профессию, ни оркестр.

Можно сказать, что ваш оркестр является визитной карточкой Новосибирска не только в нашей стране, но и во всем культурном мире. Какие из последних гастролей запомнились больше всего и какие планируются в ближайшее время?

Особо запоминающимся стало выступление в Вене, нас долго не хотели отпускать и просили сыграть на бис, а также в Италии, Словении, Хорватии, где мы играли в столичных залах и собирали аншлаги, – везде нас встречали очень тепло.
Скоро улетаем в Китай, где будем выступать на ведущих площадках этой страны, вернемся четвертого января и отправимся на Канарские острова для участия в ежегодном музыкальном фестивале. Мы будем лишь четвертыми участниками от России, которым довелось здесь выступать. Активно ведутся переговоры с компанией IMG о концертах на ближайшие 2–3 года, в 1921‑м году они предложили нам выступить в Лондоне, оркестр не был там порядка 30 лет.
Также мы ежегодно принимаем участие в Транссибирском фестивале и никогда не отказываемся выступать на городских и областных мероприятиях, активно участвуем в общественной жизни Новосибирска.

В каком положении сейчас находится классическая музыка, не снижается ли интерес публики?

Популярность классической музыки только растет, такие выводы можно сделать хотя бы из продажи билетов. На этот сезон все абонементы уже выкуплены. Все чаще наши концерты посещают люди из бизнеса, поддерживают нас, и мы пытаемся наладить с ними отношения. Все-таки к классической музыке приходят с возрастом, это мировая тенденция. Но в то же время не может не радовать, что все больше внимания нам уделяет молодежь, и мы постоянно ищем новые формы взаимодействия с ней.
Считается, что культура убыточна, дотационна, но я с гордостью могу с этим поспорить. В этом году мы имеем плюс в графе «прибыль», мы вышли на окупаемость и сами себя обеспечиваем. Конечно, в этом большая заслуга наших зрителей и переоценки всей абонементной системы. Но они отнеслись к повышению цен с пониманием, и многие говорят, что теперь абонемент не стыдно преподнести в качестве подарка, тем более что абонемент включает в себя целых десять концертов, что является случаем уникальным.
Мы, в свою очередь, постараемся не подвести наших слушателей и будем дарить им прекрасную музыку — с любовью и от всего сердца. Мы можем быть довольны собой, только когда доволен каждый зритель, весь зал. Специфика нашей профессии такова, что, когда люди приходят расслабиться, отдохнуть, мы должны работать, у нас и выходной поэтому единственный в понедельник.