Если ставить маленькие цели, то не достигнешь большой

8 / 2017     RU
Если ставить маленькие цели, то не достигнешь большой
Бейбит Алшимбаевич Мухамедин генеральный директор Новосибирской государственной филармонии
Зачем нам и нашим детям отличать работы Ван Гога от работ Кустодиева, а музыку Вагнера от музыки Шостаковича? Какие перспективы культурного развития ждут нашу страну, город и, в частности, Новосибирскую филармонию?

СТИЛЬ: Бейбит Алшимбаевич, каким, на ваш взгляд, должен быть культурный фундамент страны, чтобы государство могло создать на нем образованное, талантливое и нравственное общество?

БЕЙБИТ МУХАМЕДИН: Культура — это очень многогранное понятие, и прежде всего она подразумевает свободу мысли и свободу творчества. Уровень культуры, словно лакмусовая бумага, всегда отражает социальное и экономическое состояние страны. Вспомните, в тяжелое эпохальное время начала 90‑х годов культура России была в загоне, поскольку основной целью людей было выживание. У государства было много важных задач, и к, сожалению, культура не стояла в числе первоочередных — средства из бюджета тратились на нее по остаточному принципу. Но как только страна встала на ноги, правительство задумалось: «Как же мы можем реагировать на те или иные события, не развивая культурный слой общества?!» Ведь культура — это же еще и нравственность, и патриотизм, и воспитание. Все очень взаимосвязано – культура общества и развитие государства в целом. Президент России, которого я очень уважаю, сегодня понимает и говорит нам о том, что, если мы не начнем вкладывать в образование, в воспитание детей, в концертные залы, художественные музеи, в культуру в целом, общество пропадет. И я с этим согласен на сто процентов. Но чтобы воспринимать искусство и отличать Вагнера от Шостаковича, нужно иметь хотя бы минимальное представление о культуре как об искусстве. Иначе человек, придя на концерт, будет думать: «И что же здесь прекрасного — гоняют семь нот туда-обратно». А когда у вас есть элементарная музыкальная база, то вы совершенно иначе воспринимаете музыку, потому что понимаете — в ней есть развитие, каденция, кода, трехчастная форма. И это касается любого вида искусства. Почему у нас музеи пустуют? Да только потому, что такой прекрасный предмет, как изобразительное искусство, не преподается в школах на должном уровне. В итоге не только дети, но и большинство взрослых не могут отличить работы Ван Гога от работ Кустодиева. Никто не объясняет детям, в чем ценность картины, как она создается, какую энергетику несет.

Вы сказали, что культура — это свобода творчества. Почему тогда в обществе столько протестов против современного искусства или, например, того же «Тангейзера»? Где грань между творческой свободой и провокацией?

Любое творческое самовыражение должно быть изначально основано на толерантности. Например, если мне как человеку восточному что-то не нравится в том обществе, где я сейчас живу, то я должен поехать туда, где меня устраивает та или иная государственная система. В каждой стране есть свои традиции, религия и нравственные устои, которые нужно уважать. И это опять же наш показатель культуры.

Если говорить конкретно о «Тангейзере», то художник (режиссер) должен был понимать, что в этом обществе 70% — люди, которые с большим уважением относятся к своей религии, и перешагнуть через них не получится. Человек без веры — как дом без хорошего фундамента. И тут необходимо очень аккуратно двигаться и создавать продукт творчества. Находясь, например, в Испании или в Португалии, я целенаправленно иду в храмы, потому что мне всегда интересно прикоснуться и почувствовать духовную культуру другой страны. Но делать это нужно с уважением и почтением.

Образованный, культурный человек в любой стране мира может чувствовать себя уместно. Например, заходите вы в Лиссабоне в маленькое уютное кафе, существующее в пятом поколении, и получаете удовольствие от эстетики отношения хозяина к гостям, от предметов интерьера, от аромата жареного кофе и свежеиспеченного круассана… Вы чувствуете теплую уютную энергию этой культуры и думаете: «Какой кайф». Почему то же самое мы не можем сделать у нас, а вместо этого выкидываем на ходу из окна машины пачку от сигарет? Чем выше в нашей стране станет уровень культуры, тем лучше мы будем жить.

Сейчас культура и искусство в целом, по моим ощущениям, находятся на берегу перед обрывом, и нужно сделать выбор — остановиться и жить на этой стороне обрыва или построить мост, перейти в новое измерение и двигаться дальше?

И как можно построить этот мост?

Классический пласт культуры, куда входит музыка, живопись, хореография, театр и т. д., сегодня, на мой взгляд, находится в застое, поскольку многие учреждения культуры просто плывут по течению, пользуясь старыми благами в виде разработанных нормативов начала 90‑х годов. А окружающая нас действительность давно изменилась, поменялась энергетика, люди стали другими, потребности общества изменились, мир ушел далеко вперед. И если говорить про тот самый мост, то, мне кажется, в обществе должно появиться большее количество креативных мыслей, культурных проектов и решений. Должна появиться та самая современная, новая «дорожная карта» культуры будущего. Задача государства — создать программы, которые осуществят в культуре крупномасштабный апгрейд. Для этого нужно собрать лучшие умы и, грубо говоря, устроить «мозговой штурм», поскольку самое ценное во всем мире — это не реализация программы, а сама идея. Когда есть идея, то уже понятно, куда надо двигаться. Без самой идеи, мысли и вдохновения мы не сможем определить вектор развития самой культуры.

Какой вы видите стратегию развития своего предприятия культуры — самого крупного в Новосибирской области?

Вместе с моей командой, с художественными руководителями наших творческих коллективов мы ставим целевые задачи и обсуждаем проекты на ближайшие 3–4 года. Если ставить маленькие цели, то до большой никогда не дойдешь, потому что рутина заберет все силы. Когда впереди стоит большая цель, то и маленькие задачи решаются быстрее, потому что ты знаешь, к чему стремишься, и концентрируешься именно на этом.

Очень много проектов для различных возрастов наших слушателей разрабатывается и постепенно воплощается в жизнь. Одной из наших приоритетных задач является создание культурного пространства для детей и подростков, чтобы они пришли однажды, получили вкусный комплект музыкального и эстетического удовольствия и сказали: «Классно! Хочу еще!»

Каждое предприятие должно занимать свою нишу. Задача филармонического искусства — создать для слушателя такие условия, при которых он может прийти на концерт, просто закрыть глаза и рисовать под музыку в своем воображении разные образы и картины.

В будущем одним из важных проектов филармонии станет проект создания бизнес — клуба любителей классической музыки, над воплощением которого мы работаем совместно с вашим журналом «Стиль». Специально для этого будут создаваться отдельные вечерние программы и мероприятия формата «без галстуков», интересные для людей бизнеса. Обеспеченные люди уже сегодня не ходят по клубам. У них совсем другие приоритеты в жизни. И время для них — это самый дорогой продукт. И вот в этой вечной погоне за временем, которого не хватает, мы хотим создать для них атмосферу уюта. У нас они смогут спокойно пообщаться с единомышленниками, обменяться идеями и решить деловые вопросы, а также послушать классическую музыку в домашней уютной атмосфере. Для нас в этом проекте важна не столько экономическая составляющая, сколько имиджевая, которая поможет нам объединить у себя разные стороны общества. Если филармония станет модным местом для людей, развивающих новосибирскую экономику, то и молодежь к нам пойдет.

Открывая новый сезон, вы сказали, что филармония больше не будет работать с московскими гастролерами. Но помимо «гастрольного чеса», есть и качественные столичные музыканты. Как быть с ними? И как же экономическая составляющая предприятия?

Давайте разберемся, что значит качественные столичные музыканты. Вы знаете, если музыкант вышел на сцену, он уже должен быть качественным и профессиональным. И для начала я предлагаю все-таки разделить музыкантов на категории: те, кто занимается классическим искусством, и те, кто является музыкантом популярного эстрадного жанра.

Как я ранее и говорил, каждое учреждение культуры должно заниматься своим делом. Тогда будет порядок и удовлетворение потребностей всех слоев населения. Моя позиция заключается в развитии собственных творческих коллективов. У меня нет возможности, да и желания, отдавать большую часть рабочего времени концертных площадок под выступления тех или иных исполнителей в большей части эстрадного направления. Это слишком простой способ зарабатывания внебюджетных средств. Сдал площадку, получил прибыль, отчитался и отдыхай. Нет, этот путь не для меня. Он, с моей точки зрения, ведет в тупик. И прежде всего в тупик развития творческого направления и духа филармонии в целом. Наши творческие коллективы (а их у филармонии восемнадцать!!!) должны иметь полноценную возможность создавать программы на своих концертных площадках, репетировать, проводить качественные концерты, а также гастролировать — это не только прекрасный стимул для самосовершенствования музыкантов, но и престиж коллектива, а значит, и всей области.

Давайте попробуем отыграть ситуацию с гастролерами: приезжает к нам поп звезда эстрадного жанра и выставляет цену за свой концерт 1 миллион рублей. Чтобы отдать эти деньги, мы должны сделать стоимость билетов от 2 до 3 тысяч рублей, но вот незадача — наша публика в большинстве своем не сможет купить такие дорогие билеты. И это факт. Мы все живем в этом городе, и все ходим в одни и те же магазины. В итоге, ублажая заинтересованную публику и выполняя все договорные условия, мы снижаем цену билетов до тысячи, быстро их продаем, и недостающие гонорарные обязательства я должен взять из государственной казны. Но чтобы проверяющие органы не уличили меня в том, что я занимаюсь нецелевым использованием бюджета, я начинаю заставлять свои филармонические коллективы делать не три концерта в месяц, а пять. И средства, полученные с двух дополнительных концертов, мне нужно вернуть в казну. Правильно? Совершенно так. Другого пути нет. И по сути, происходит эксплуатация собственных творческих коллективов лишь для того, чтобы закрыть потребности столичного артиста. Где здесь здравый смысл?! Так вот, уважаемая коллега, везде и во всем должен быть смысл и понимание. А главное, мера. Мера как инструмент формирования образа предприятия. Я не отказываюсь полностью от возможности приглашать гастролеров, в том числе и эстрадных. Я хочу выбирать только самое «вкусное». До конца августа 2018 года мы планируем серию таких концертов. Но такой продукт не должен разрушать ауру филармонии, он должен быть качественным, соответствовать духу залов филармонии, их акустике и вкусам наших слушателей. У каждого концертного зала города должен быть свой гастролер и свой исполнитель. Будь то классический исполнитель, эстрадный концерт или театральный спектакль. Это диктует не только индивидуальный райдер каждого музыканта, но и технические возможности самого зала.

Расскажите подробнее о крупных проектах текущего сезона.

Недавно у нас два дня выступал всемирно известный музыкант Денис Мацуев, и оба дня был полный аншлаг. На днях провел переговоры с командой маэстро Валерия Гергиева – о гастролях в 2018 году Московского Пасхального фестиваля. И нам дали добро. Сразу несколько именитых российских и зарубежных исполнителей выступят в рамках Рождественского фестиваля – 2017».

С 15 по 22 октября пройдет XVIII Фестиваль русской музыки «Покровская осень», посвященный произведениям, созданным в 1917 году. Как известно, авангард в искусстве России того времени питал не только умы передового общества страны, но и новаторскую мысль Европы и Америки.

В ноябре в честь Дня народного единства впервые в филармонии состоится фестиваль хоровой музыки, объединяющий коллективы из разных городов России.

Огромный социальный проект, которого не было два года, — Рождественский фестиваль. С 7 по 24 декабря в рамках XII Рождественского фестиваля, помимо новосибирских коллективов, выступят артисты разных стран, такие как Харрисон Янг (вокал), Альфия Каримова (сопрано), Элиас Файнгерш (тромбон). Кульминационным аккордом фестиваля станет оркестра Пермского театра оперы и балета MusicАeterna под управлением Теодора Курентзиса — одной из самых ярких фигур современного искусства. Не удивительно, что билеты на концерт уже сегодня полностью проданы. За 18 дней в филармонии пройдут 19 концертов. 9 марта 2018 года стартует юбилейный V Транссибирский арт-фестиваль с маэстро Вадимом Репиным. Далее нас ждет встреча с молодежным фестивалем «Мартовский Код». Возможно в мае у нас пройдет форум студенческих джазовых коллективов России. Летом заработает совершенно в другом измерении традиционный фестиваль «На ступенях». Откроется обновленная летняя площадка «Внутренний дворик». Запланирован фестиваль для людей старшего поколения.

Отдельное направление по организации фестивалей разрабатывается и для жителей Новосибирской области, где только в этом году пройдет целых пять больших фестивалей. Раньше такого вообще никогда не было, несмотря на то, что филармония является объектом областного значения и просвещение в области — это также наша прямая задача.

Следующей осенью, в 2018 году, у нас впервые пройдет фестиваль имени Арнольда Каца. Уже сегодня мы готовимся к большому джазовому фестивалю, который пройдет в мае 2019 года. Такие блоковые проекты, рассчитанные до 2020 года, помогают нам идти вперед, просчитать бюджет, маркетинг и стратегию развития предприятия. Это будут фестивали уже совершенно другого уровня.

Тогда нарисуйте нам фестиваль будущего.

Это будет очень яркий, разножанровый проект с участием легендарных музыкантов. И наша задача сейчас — немного заглянуть вперед, чтобы предугадать развитие общества и в соответствии с этим продумать и просчитать наполнение и оформление фестивалей будущего. Я могу с уверенностью сказать, что у нашей области и у нашего города огромное будущее, поскольку ни один другой город мира не развивается такими темпами, как Новосибирск. Так геополитически сложилось, что здесь потрясающая энергетика! Это город культуры, науки и образования. Вот к примеру, появилась болезнь Эбола. Куда на изучение привезли первые пробы? В Кольцово, где и была создана вакцина от этого вируса. Кто является ядром в строительстве всемирного адронного коллайдера? Новосибирские ученые. Чья передовая кухня известна во всем мире? Дениса Иванова. Почему мы этим не гордимся? Также и в нашей филармонии есть прекрасные творческие коллективы с мировым именем. Почему мы отказываем себе в удовольствии гордиться ими и тем, что они являются нашими современниками и живут тут и сейчас, творят рядом с нами?

Необходимо всем нам научиться быть культурными людьми в полном смысле этого емкого слова, научиться любить и уважать себя, свой город, свою область, свой регион, свою страну. И тогда мир вокруг нас станет чище, люди будут добрее и жить нам с вами станет чуточку легче.