Необходимо сформировать новый экономический центр Сибири!

4 / 2017     RU
Необходимо сформировать новый экономический центр Сибири!
Андрей Жуков председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»
Новый председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» рассказал о том, какие направления в экономике Сибири считаются сегодня наиболее перспективными.

СТИЛЬ: Андрей Викторович, Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» (МАСС) работает уже 27 лет. Что было сделано за эти годы?

АНДРЕЙ ЖУКОВ: В 1990 году Ассоциация создавалась для консолидации регионов, которые входят в Сибирский федеральный округ, и доведения их общей позиции до федерального центра. Если помните, тогда состоялся «парад суверенитетов», когда вопрос полномочий субъектов получил особо острое значение, и отлаженная система экономического сотрудничества между регионами начала рушиться. В этих условиях стало трудно доносить до Москвы проблемы регионов и почти невозможно было рассчитывать на финансовую помощь. В тот период Ассоциация взяла на себя роль консолидатора вопросов, которые необходимо было обсуждать в Москве. «Сибирское соглашение» быстро стало достаточно авторитетной площадкой — дважды на заседания Ассоциации приезжал президент, приезжали ведущие экономисты страны. Здесь проходили большие экспертные советы, на которых обсуждались не только интересы регионов, входивших в МАСС, но и вопросы, связанные с экономикой России в целом. По 26 отраслям были созданы координационные советы, обобщавшие передовой опыт и распространявшие его внутри субъектов.

Какие задачи стоят перед Ассоциацией сегодня?

Прежде всего, необходимость реформирования МАСС. Пора перестать быть «секретариатом клуба губернаторов» и перейти к прикладной работе. Но чем Ассоциация должна заниматься? Какую структуру должна иметь? Эти вопросы требуют детальной проработки с органами исполнительной и законодательной власти 12 субъектов, которые в него входят. Я думаю, что в поисках ответа мы должны ориентироваться, в первую очередь, на Указ Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года», который вступил в силу в январе этого года. Кроме того, в своем Послании к Федеральному Собранию, президент поставил задачу к 2020 году обеспечить российской экономике темпы роста, превышающие мировые показатели, и этот тезис мы тоже должны принимать во внимание. Без развития таких высокопотенциальных регионов, как Сибирь, мы вряд ли добьемся тех целей, которые ставит перед нами президент. Поэтому мы уже определили несколько направлений, которые необходимо развивать в Сибири.

Какие?

Первое — ресурсно-сырьевой потенциал региона. В Сибири сосредоточена значительная часть запасов топливно-энергетического сырья, руд черных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых — всего свыше тысячи месторождений. Второе направление — это сельское хозяйство. Южные районы Восточной Сибири: юг Красноярского края и Иркутской области, Республика Хакасия — составляют 10% сельскохозяйственных угодий и 6% пахотных земель России! И, наконец, третье направление — это мощный рекреационно-туристический потенциал региона: Алтай, Байкал, великолепные горные ландшафты на берегах Енисея и Ангары. Кроме того, Сибирский федеральный округ попадает в зону развития Арктического Севера, развитие которого является одной из актуальных государственных задач.
В ходе подготовки предложений о реформе МАСС мы стараемся определить отраслевую идентификацию каждого субъекта СФО, которую можно реализовать в рамках общих экономических трендов. Например, Кемерово исторически занимается добычей угля, там есть большая производственная база, обеспечивающая переработку полезных ископаемых, — очевидно, что делать ставку на развитие сельского хозяйства в этом регионе было бы нерационально. Поэтому необходимо найти точки роста субъектов СФО и наладить межрегиональную кооперацию — это еще одна задача, которая стоит перед МАСС сегодня.

Примеры таких межрегиональных проектов уже есть?

Недавно мы встречались с губернатором Алтайского края, и в ходе встречи поступило предложение о развитии судоходства. На территории СФО находятся четыре крупных реки: Обь, Иртыш, Лена и Енисей. Как я уже сказал, одной из стратегических задач России является освоение Арктического Севера, и в ее рамках становится актуальным развитие северного завоза. Это доставка грузов в труднодоступные регионы по воде. Несмотря на то, что сезон навигации в Сибири короткий, экономически это выгодно. К тому же, водный транспорт достаточно экологичен, а, как вы знаете, этот год объявлен в России Годом экологии. Мы могли бы подойти к вопросу комплексно: развивая сеть водных путей, заниматься еще и очисткой рек, приводить в порядок фарватеры — получился бы большой хороший межрегиональный проект. Мы хотим сформировать портфель подобных проектов по разным отраслям, вместе с губернаторами определить приоритетные направления и вынести их обсуждение на федеральный уровень, чтобы включить часть мероприятий в отраслевые государственные программы. То есть в будущем мы видим «Сибирское соглашение» как некий бампер между региональными и федеральными властями.
В ходе реформирования мы рассматриваем создание фронт-офиса в Москве, который будет заниматься вопросами взаимодействия органов федеральной власти в Москве с отраслевыми министерствами.

Кто будет все это финансировать?

Сегодня Ассоциация содержится на деньги субъектов — из взносов, которые они перечисляют как учредители. Эти деньги идут на содержание небольшого аппарата с постоянным штатом из 20 человек. Чтобы формировать новые компетенции Ассоциации «Сибирское соглашение» и привлекать высококвалифицированных специалистов, мы должны иметь достаточное финансовое обеспечение, поэтому в рамках реформы Ассоциации мы рассматриваем изменение ее юридической формы, с тем чтобы она могла заниматься в том числе деятельностью, приносящей прибыль. Например, это может быть Агентство социально-экономического развития Сибири. Мы провели ряд консультаций с губернаторами и с бизнес-сообществом и увидели, что готовность оплачивать наши услуги по сопровождению и реализации как интересных межрегиональных проектов, так и проектов, которые появляются по инициативе бизнеса, есть. Эти деньги пойдут на качественное оформление документов, разработку инвестиционных паспортов, привлечение дополнительных инвестиций и реализацию проектов, то есть упаковку проектов «под ключ» и их презентацию в федеральном центре.

Какие регионы, на ваш взгляд, сегодня является флагманами экономики Сибири?

Дисбаланс в развитии регионов велик. Так, Новосибирск, Красноярск, Томск — инновационные центры с высоким уровнем социального и производственного развития. А, например, Тыва, Забайкалье и Бурятия не имеют таких показателей. Чтобы развитие Сибири было гармоничным, мы должны предложить мероприятия, которые позволят передовым регионам укреплять свой потенциал, другим — наращивать его. Эта задача укладывается в концепцию стратегического развития Сибири до 2025 года, которую мы сейчас обсуждаем с губернаторами и законодательными собраниями регионов. Нам предстоит провести анализ причин, по которым Стратегия 2020 оказалась эффективна всего на 30%, и устранить эти причины.

Какой результат вы лично будете считать самым значимым в своей работе и работе Ассоциации?

Сегодня Сибирь почему-то не имеет со стороны федерального центра былого внимания. Отраслевые министерства и институты развития, которые сегодня есть на территории России, в этом смысле обладают гораздо более широкими возможностями. Есть министерства развития Дальнего Востока, Северного Кавказа — они полностью обеспечивают финансированием свои мероприятия, входящие в федеральные целевые программы. Сибирь не имеет такого регионального куратора на федеральном уровне. Поэтому создание альтернативы региональным министерствам, которые занимаются вопросами регионального развития, это главная задача, которую я ставлю как руководитель себе и своей команде.

Насколько сложна эта задача для вас?

Работа на предыдущих должностях — в качестве генерального директора Транспортной дирекции Олимпийских игр и заместителя министра Российской Федерации по делам Крыма – как раз была связана с комплексным инфраструктурным планированием: транспорт, строительство, энергетика, водообеспечение и так далее, поэтому необходимый опыт у меня есть. Кроме того, к нам приезжают новые сотрудники из других регионов, которые прошли большую школу в Сочи и в Крыму — на строительстве олимпийских объектов, при Министерстве экономического развития и Министерстве по делам Крыма. Это специалисты высокого уровня, которые сегодня хотят работать в Сибири. Мне и самому Сибирь интересна, ведь в трудовой книжке у меня, кажется, были все регионы, кроме Сибири и Дальнего Востока (смеется).

Какой опыт, получаемый здесь, вы считаете самым интересным?

Для меня как для профессионала это новый уровень коммуникаций. Ранее у меня был опыт работы только на федеральном уровне за исключением, может быть, Крыма, где мы напрямую общались с двумя губернаторами. А здесь 12 губернаторов и 12 председателей законодательных собраний — все абсолютно разные, все с большим опытом административной работы. И видение всех этих людей нужно понять, проанализировать, принять во внимание. Например, некоторые губернаторы считают, что в структуре МАСС не нужны координационные советы, и мы тоже, проводя анализ KPI, не увидели серьезного эффекта от их работы. Значит, возможно, мы будем их использовать как экспертный блок, который необходим, когда на площадке собирается отраслевое сообщество и эксперты рассказывают, какие новые инструменты можно использовать, куда обратиться для получения стартового капитала на модернизацию оборудования и так далее. При этом решение о том, что в Сибири необходимо сформировать новый экономический центр на базе МАСС, поддерживают все. Пока мы не готовы выносить на обсуждение губернаторов окончательный формат этого центра: на данном этапе мы принимаем замечания и обсуждаем предложения. Думаю, окончательное решение родится к середине лета, и тогда станет понятно, какую структуру будет иметь Ассоциация. После этого мы сформируем план деятельности до конца года и начнем работать над проектами. Хотя по некоторым из них мы уже переходим в практическую плоскость, в частности это создание медицинских технопарков с привлечением иностранных инвесторов на примере Новосибирской области.

Существуют ли структуры, аналогичные МАСС, в России или других странах?

В России это был первый опыт, когда регионы объединились, и на сегодняшний день это единственная подобная организация на территории нашей страны. Если обратиться к международному опыту, то к примерам, которые позволили ведущим мировым экономикам объединять регионы, относятся «Товарная структура вывоза макрорегионов» в США и Агентство по развитию возможностей Атлантической Канады в Канаде. Самый известный институт объединения регионов на сегодня — это Евросоюз. Несмотря на все проблемы, вызывающие критику этой структуры, мы видим, насколько этот институт усилил динамику развития европейских экономик. Так что, если у нас получится воплотить в жизнь все наши замыслы, то от Ассоциации «Сибирское соглашение» будет большая польза Сибири и России в целом.

Иногда от грандиозных планов и великих дел надо отдыхать. Как вы проводите свободное время?

В связи с частыми командировками для меня самый лучший отдых — время, проведенное с семьей. Когда у сына были весенние каникулы в школе, мы, наконец, смогли съездить отдохнуть вместе. Всю жизнь я занимаюсь спортом. Планирую принять участие в забеге на 5000 метров в рамках нынешнего Красноярского экономического форума. А еще я охотник, так что принять решение о работе в Сибири мне было легко: уж здесь-то есть где поохотиться (смеется)!