Культура доверия в мире больших денег

7 / 2016     RU
Культура доверия в мире больших денег
Антон Рахманов заместитель председателя правления Финансовой группы БКС
О том, почему БКС делает ставку на доверительные отношения со своими инвесторами и какие новые возможности предложит им в ближайшее время.

СТИЛЬ: Антон, какие факторы рынка сейчас сильнее всего влияют на поведение инвесторов?

АНТОН РАХМАНОВ: В последнее время мы видим, что произошли достаточно серьезные изменения, в частности, ставки по валютным депозитам в России упали с 7% до менее чем 2%. По рублевым депозитам тенденция точно такая же: я не исключаю, что ставки по ним упадут до 6%. А российский инвестор не привык к таким условиям – он привык к состоянию рантье, когда за счет текущей доходности по депозитам можно обеспечивать свои текущие потребности. В этой связи как раз возникает вопрос: что делать?

У вас есть на него ответ?

Я считаю, что максимальный приток средств со стороны инвесторов получит тот, кто сегодня выступит с максимально понятным, прозрачным, информативным продуктом, нацеленным в первую очередь на консервативного инвестора, – говоря простыми словами, привлечет базу традиционных «депозитчиков». В связи с этим БКС будет делать ставку на облигационные стратегии и на стратегии, приносящие максимальный доход. Первое: мы будем строить структурные продукты на базе российских эмитентов, как в рублевой, так и в долларовой зоне. Второе: обеспечим нашим клиентам глобальную экспертизу, такую, которой нет у наших конкурентов. Мы постараемся все время находиться на острие атаки именно за счет продвинутой инвестиционной экспертизы и особой гибкости. В данный момент мы можем формировать и запускать инвестиционные продукты, отвечающие экономическим реалиям, достаточно быстро – существенно быстрее многих других компаний.

Почему вы в этом так уверены?

Потому что мы делаем ставку на людей – постоянно усиливаем нашу аналитическую команду, прекрасно понимая, что сегодня тот, кто способен быстрее и качественнее генерировать новые идеи, тот и получит максимальную долю рынка. Кроме того, сейчас у нас, пожалуй, самая мощная синергия между инвестиционным банком БКС и управляющей компанией БКС. Оба этих направления колоссально комплементарны между собой. Основная задача, стоящая передо мной, – как раз дать клиенту комфорт в партнерстве с БКС не только как с очень качественным высокотехнологичным брокером, но и поставщиком доверительного управления. Рынки ведь развиваются циклично: в понятной прогнозируемой ситуации приток денег идет у брокеров, а в такие моменты, как сейчас, происходит отток капиталов в доверительное управление, потому что, много раз обжегшись на собственных операциях, люди начинают доверять профессиональной экспертизе. Если компания хочет полноценного, стабильного присутствия на рынке, хочет сохранять клиента в любой рыночной ситуации, она должна развивать оба направления. Тогда в разные моменты у нее будет больше клиентов либо в одном кармане, либо в другом. Ну а еще мы в последнее время очень здорово усилили управленческую экспертизу – я считаю, что в данный момент в БКС сложилась лучшая команда топ-менеджеров.

Лично вы доверили бы этим людям свои деньги?

Без колебаний.

Какими качествами они для этого обладают?

Умеют сохранять баланс в отношениях с клиентом. Нужно всегда понимать, чего ожидает клиент, но при этом быть с ним предельно честным. Я считаю, что самое страшное, что сейчас можно делать, – это продавать завышенные ожидания. В общении с новосибирскими клиентами «БКС Ультима» я намеренно показывал подробности по всем портфелям, максимально раскрывая их структуру и доходности по каждому эмитенту. Я глубоко убежден, что инвестиционный консультант выполняет очень серьезную образовательную функцию. Мы должны образовывать своих клиентов, так как часто у них действительно бывают неадекватные ожидания от перспектив инвестирования, непонимание, что собой представляет тот или иной инвестиционный продукт. Мы очень много вкладываем в интеллектуальный рост наших инвестиционных консультантов, потому что это один из краеугольных камней прочного мостика доверия между клиентов и инвестиционным домом – таким, каким является БКС. И консультант – это лицо дома. Если он максимально образован и профессионален, клиент ему больше доверяет. А ведь деньги – это и есть то, что олицетворяет доверие между партнерами. Собственно, слово credit переводится с английского как «доверие», «вера». И если речь идет о больших деньгах, значит мы должны говорить о full credit, «полном доверии» между инвестором и инвестиционным консультантом.

Что нового в ближайшем будущем увидят клиенты БКС – в сервисе, в линейке продуктов?

Я считаю, что будущее – в цифровых каналах, и мы однозначно будем развиваться в этом направлении. Мир цифровых коммуникаций полностью меняет задачи, стоящие перед нами: теперь даже нет необходимости физического присутствия в отдаленных регионах, чтобы дотянуться до каждого клиента. В ближайшем будущем клиенты БКС точно увидят такие высокотехнологичные качественные инструменты, как виртуальный кабинет инвестора, виртуальный инвестиционный консультант, динамично обновляющиеся модели портфелей и соответствующие аналитические рекомендации. Необязательно будет приходить в офис – тот же спектр услуг, и даже более развернутый, можно будет получить онлайн. Таким образом, мы делаем ставку на максимально актуальный, аналитически продвинутый и высокотехнологичный продукт. Я думаю, что мы будем выпускать больше структурных продуктов, но с меньшей степенью риска. В данный момент мы полностью пересматриваем линейку структурных продуктов, потому что я хочу, чтобы клиент получал более прогнозируемые результаты инвестирования. Повторюсь, что глобальная цель у меня очень простая – увеличить степень доверия между инвестором и инвестиционным управляющим. Я хочу сам поездить по регионам, пообщаться с инвесторами – установить с ними личный, человеческий контакт.

Вы пришли в БКС полгода назад, ранее будучи главным по управлению активами в Сбербанке. С чем связан такой переход?

Я – дитя фондового рынка, компаний «Ренессанс Капитал» и «Тройка Диалог». Когда Сбербанк купил «Тройку», я не видел себя в нем в долгосрочной перспективе: по сути, я выполнил свои профессиональные обязанности, помог комфортно завершить слияние двух структур, но на этом свою задачу посчитал выполненной. Все-таки я люблю вызовы, большие амбициозные проекты. Приход в БКС – это вызов моим профессиональным качествам и способностям. Смогу ли я в классическом брокерском доме вывести управление бизнес-активами на уровень, аналогичный развитию брокерского бизнеса?

Но из работы в Сбербанке вынесли какой-то ценный опыт?

Да! Опыт борьбы с бюрократией (смеется). Как и всякий системо¬образующий институт, Сбербанк бюрократичен и догматичен, и таким он, наверное, должен быть. Это научило меня спокойнее смотреть на многие вещи и успешно с ними справляться.

А ведь вы по натуре, наверное, не спокойный человек: в числе ваших хобби – охота, рыбалка, экстремальный отдых.

Я очень люблю природу: там я отдыхаю. Поэтому охота и рыбалка – это мои основные хобби. Никогда не могу провести на пляже больше полутора дней, поэтому главная проблема – как распределить время отпуска между семьей и своим любимым занятием. Так или иначе, я стараюсь не менее десяти дней в году обязательно посвятить очень активному, нестандартному выезду – Север, Камчатка, Африка.

В отношениях с деньгами тоже любите рискнуть?

Нет, как раз в том, что касается денег, я довольно консервативен: всегда стараюсь спрогнозировать развитие ситуации, предугадать, что будет дальше. Золотое правило в обращении с финансами – всегда иметь адекватные ожидания и понимать, сколько ты готов потерять. При этом я не рассматриваю деньги как главную цель своей жизни. Это, скорее, инструмент воплощения в жизнь моих материальных желаний и возможностей, то, что дает свободу в нашем цивилизованном мире.

Если вы всегда стараетесь предугадать развитие ситуации, значит у вас есть свое видение, по какому пути пойдет глобальная экономика в ближайшие годы?

В эпоху глобальных перемен колоссальной точкой роста станет научно-технический прогресс, высокие технологии. Россия, к сожалению, будет в арьергарде мирового прогресса, но все-таки он ее затронет. И мне кажется, что здесь в Новосибирске вы будете ощущать это даже явственнее, чем мы в Москве. Здесь достаточно денег, достаточно активов и, главное, достаточно идей, реализовав которые, можно выстроить собственную экономику региона или собственного бизнеса достаточно эффективно. И то, что один из сильнейших финансовых брендов страны БКС берет свое начало именно в Сибири, – самое яркое тому доказательство.