Предприятие как современный институт воспитания молодежи

6 / 2016    RU
Ольга Зонова (Сансоне), Франческо Сансоне, Гвидо Корбетта
Журнал СТИЛЬ публикует речь Гвидо Корбетты, профессора Коммерческого университета Луиджи Боккони на встрече в Милане владельцев среднего и крупного бизнеса Италии по вопросам развития семейных предприятий.

1. Тему этого размышления мне подсказали два события, одновременно случившиеся в совершенно разных сферах жизни общества. Первое – это постсиноидальное апостольское увещание Папы Франциска Amoris Laetitia. Второе – выход декрета о повышении качества образования, призывающего чередовать обучение в аудиториях с прохождением практики на предприятиях (в настоящий момент в Италии проходит масштабная реформа системы образования. – прим. ред). Послание Папы взывает к возрождению воспитательной роли семьи, признавая, однако, что многие негативные тенденции препятствуют родителям в исполнении их обязанностей. Декрет же подчеркивает необходимость создания современной модели воспитания, в которой ответственность, привычку к труду и способность к сотрудничеству в молодом человеке воспитывало предприятие. Роль предприятия должна воплощаться в создании на производстве благоприятной рабочей обстановке и организации мероприятий, выходящих за рамки отношений, предусмотренных контрактом найма. 

2. Что значит быть родителями? Это значит соблюдать в воспитании детей два основных принципа: любовь и привязанность в сочетании с уважением, основанном на достойном поведении родителей, которые являются для ребенка главным примером в формировании их собственной модели поведения. Еще 10-15 лет назад мы и представить себе не могли, что эти принципы будут подвергнуты сомнению. Но сегодня мы видим, как родители бросают малолетних детей, как они совершают над детьми акты насилия – физического и морального. Таким образом, дети лишаются священного дара, данного нам свыше, – свободы. Свобода делать собственный выбор, свобода распоряжаться своей жизнью, которая напрямую связана с жизнью общества, находится в руках человека. Но научиться пользоваться этой свободой ребенок способен, если только в этом его направляют родители, использующие для этого все возможные способы: диалог, совместные размышления, определенные ритуалы и, конечно, личный пример. Следует всегда помнить мудрое изречение святого Амброзия: «Все разговоры о милосердии не оказали на меня воздействия большего, чем поведение моей матери, которая отвела в дома место голодному страннику».

3. Каким же правилам должны следовать родители в процессе воспитания? Я попробую вкратце изложить точку зрения Папы и отцов Синода в своей трактовке. Правило первое: дети не являются собственностью родителей. Нельзя располагать детьми по своему усмотрению, пока они маленькие. Нельзя быть непререкаемым авторитетом для подростка. И необходимо дистанцироваться от своего ребенка, когда он становится взрослым. Ведь дети подобны молодой поросли оливкового дерева – полны энергии и жизни. Достаточно просто помочь им вырасти.

4. Родители должны помнить, что они тоже чьи-то дети. Любой человек, который вырастает, становится взрослым и доживает до старости, должен идентифицировать себя как ребенка. Причем в самом широком смысле этого слова. Помните, все мы дети Божьи и жизнь дана нам как дар свыше. Если не развивать это знание внутри себя, то легко впасть в заблуждение относительно того, что именно ты являешься творцом жизни своего ребенка. Если мы обратимся к Ветхому Завету, то увидим, как часто после слов «божественный», «божий» встречается слово «сын», «ребенок». Это древнееврейское слово ben также имеет второе значение – «творец, создатель».

5. Доверие. Развитие человека – как чувственное, так и интеллектуальное – нуждается в уверенности в том, что его родители достойны доверия. Глубокая душевная привязанность между родителями и детьми создает благодатную почву для того, чтобы завоевать доверие ребенка. Если родителям удается сделать это, то своей любовью и примером достойного поведения они формируют у ребенка привычку уважать старших, доверять им. Однако родители не должны вводить ребенка в заблуждение о том, что доверять можно и нужно только им. Тем самым они ограничивают его в поисках достойных учителей, препятствуют соответствующему процессу социализации и душевному взрослению.

6. Умение ждать. Привычка отказываться от сиюминутного удовлетворения желаний является базовой ценностью, создающей предпосылки для формирования других, более важных ценностей. В современном мире высоких технологий, где царят суета и спешка, наиважнейшей задачей семьи является воспитание способности ждать. В противном случае дети становятся властными, избалованными, дерзкими тиранами, подчиняя все вокруг удовлетворению своих потребностей.

7. Формирование полезных привычек. Даже если ребенок добр и общителен, но не приучен говорить окружающим «спасибо», «пожалуйста», «можно ли?», его добрые намерения не найдут должного подтверждения. Без осознанного ежедневного повторения общепринятых норм и ритуалов невозможно воспитать полноценного члена общества: его внутренняя доброта не будет трансформироваться в правильные поведенческие модели. Поэтому необходимо довести повторяемость хороших манер до автоматизма, чтобы по мере взросления ребенок уже свободно облекал свои внутренние устремления в необходимую форму.

8. Коррекция поведения. В ребенке необходимо вырабатывать осознание того факта, что его плохое поведение имеет негативные последствия. Нужно пробудить в нем способность представлять себя на месте других людей – тех, кому он сделал больно. Пусть он научится, так же как и они, сожалеть о том, что кто-то причинил им зло. При этом родители никогда не должны давать волю своему гневу. Только в том случае, если ребенок получает правильное объяснение своим поступкам, он чувствует свою ценность, понимает, что все, что он делает – плохое и хорошее, действительно важно. Следует признавать усилия ребенка, которые он предпринимает, чтобы исправиться, и тогда он обретет уверенность для того, чтобы и впредь следовать верному движению своей души.

9. Итак, апостольское увещание Папы Франческо утверждает, что в семье должны поддерживаться дань традициям, воспитание ответственности, искреннее прощение и приучение к вере – через молитвы и воспитание готовности отдать свою жизнь ради высокой цели. Чтобы исполнять эти непростые обязанности, семья нуждается в союзниках. Ими могут стать школы, вузы, государство и – предприятия. Именно предприятия могут стать новым и, как никогда, необходимым институтом воспитания в то время, как разрыв между семьей, школой и обществом становится все более серьезным.

10. Полезно проанализировать, можно ли в рамках предприятий применять правила, необходимые для правильного воспитания полноценной самостоятельной личности. Строго говоря, сотрудники предприятия являются той самой молодой порослью, которой нужно помогать расти.
Процветание компании тесно переплетено с профессиональным и личностным ростом каждого сотрудника.

  • Собственники предприятий и старшие менеджеры могут быть наставниками для сотрудника в случае, если они сохранили осознание того, что сами являются детьми и поэтому должны вести постоянную работу над собой, развивать свои профессиональные и духовные качества.
  • Руководитель может быть наставником, если он способен завоевать доверие своих сотрудников – прежде всего через собственное достойное поведение. 
  • Владельцы компаний и топ-мендежеры, равно как и их подчиненные, должны развивать в себе способность к взаимному ожиданию. Специалисты в области корпоративной экономики называют это ориентированием на долгосрочную перспективу. Если сотрудник молод и совершает ошибки или, наоборот, достаточно опытен, но сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами, временно снижающими его работоспособность, руководителю необходимо проявить терпение. И наоборот, если компания в силу объективных причин в настоящий момент не может удовлетворить карь-ерные или финансовые ожидания работника, он должен быть лоялен к ней и приложить максимум усилий, чтобы помочь своей команде пережить временные трудности.
  • Следующее правило связано с закреплением хороших привычек: «спасибо», «пожалуйста», «могу ли я?», «будет ли вам удобно?»
  • Воспитательная роль предприятий также может быть реализована в способности руководителей корректировать и направлять сотрудника – без чувства злости и обиды по отношению к работнику, допустившему ошибку. Необходимо выработать у себя привычку к цивилизованному решению подобных вопросов – научиться подсказывать и советовать сотруднику, не повышая голоса. Это поможет молодому специалисту быстрее освоиться в непривычной ситуации. А кроме того, все доброе, что он получит на предприятии, он будет транслировать вовне, стремясь постоянно улучшить характеристики предприятия и тем самым повышая его конкурентоспособность и формируя положительный имидж в глазах клиентов и партнеров. 

11. Зачем вообще компаниям брать на себя функции воспитателя? Ответ почти очевиден. Успех на предприятии основан на продуктивной деятельности всех сотрудников, работающих на разных уровнях. Таким образом, воспитание в компании – это не повинность и не жест доброй воли. Это условие необходимое, чтобы бизнес работал эффективнее. В противном случае компания рискует навсегда покинуть рынок. Опыт многих транснациональных корпораций, а также семейных компаний подтверждает, что осознание этого факта возрастает с каждым годом.

12. Несколько коротких примеров, иллюстрирующих предыдущую мысль.

  • Сегодня многие семейные компании прилагают все усилия, чтобы возродить и привести к единому знаменателю ценности своих предков, чтобы создать общую базу для действий всех сотрудников.
  • Компании стремятся разработать кодексы поведения, основанные на достоверных данных, подтверждающих эффективность следования общим морально-этическим нормам.
  • Мультинациональный бизнес тратит все больше ресурсов, чтобы управлять процессами интеграции сотрудников из различных географических и культурных кластеров, и основой этих процессов также становятся общечеловеческие ценности.
  • Многие компании готовы включаться в воспитательный процесс уже на этапе обучения молодых людей в вузах, давая им возможность изучать многие технические вопросы на практике и тем самым заранее готовя их к работе на своем предприятии.
  • Владельцы бизнеса все чаще входят в попечительские советы фондов, которые формируются при крупнейших университетах Италии.

13. Опыт предприятий Северной Америки также служит подтверждением всего вышесказанного. Преподавая в вузах США и проводя свои научные исследования в разных компаниях, я всегда удивлялся тому, как много внимания собственники бизнеса в Америке уделяют определению миссии, ценностей и поведенческого кодекса предприятия. Казалось, что единственной целью этой работы было стремление абсолютно подчинить действия сотрудника интересам предприятия, доводя способность манипулировать им до совершенства. Но спустя десятилетия я пересмотрел свои взгляды: утрата роли семьи в воспитании человека и обилие в экономике США транснациональных корпораций сделали такую стратегию развития просто необходимой. Руководители компаний тратят столько сил и времени, чтобы компенсировать у молодых специалистов недостаток воспитания, образования в широком смысле этого слова. И с той же проблемой мы сегодня сталкиваемся в Италии. А в ближайшем будущем с ней столкнется весь мир. И бизнес должен объединить свою энергию в воспитании молодежи, чтобы победить глобальные экономические и социальные угрозы, на пороге которых мы находимся.