Светлана Тарасова: Чтение и жизнь

5 / 2016     RU
Светлана Тарасова: Чтение и жизнь
Светлана Тарасова директор Новосибирской областной библиотеки
Сохранятся ли в будущем библиотеки и какую функцию будут выполнять? Какие книги стоит читать современному человеку, чтобы не отстать от времени?

СТИЛЬ: Сейчас подрастает поколение, воспитание которого проходило в радикально новых условиях информационного общества. Вместе с ним приходит и новая эпоха, у которой свои правила. Какие ключевые тенденции нового времени вы замечаете?

СВЕТЛАНА ТАРАСОВА: Если говорить о современных трендах, то это колоссальная скорость изменений как в экономике, так и во всех сферах общественной жизни и усиление конкуренции. Эти изменения, конечно, не обходят стороной и нас, областную библиотеку, и мы вынуждены подстраиваться под них, меняться, уходить от той картины мироустройства, которая была естественна для библиотек в последние 50–100 лет. Поэтому сегодня перед нами стоят новые вызовы, на которые мы неизбежно будем отвечать.

И о каких вызовах идет речь?

Человеческое отношение к чтению и тексту неизбежно меняется со временем. Вспомним, что когда-то читали исключительно вслух и это считалось нормой — таково на тот момент было человеческое сознание. Затем произошла эволюция, мозг адаптировался, и появились люди, способные читать про себя. Наступивший век Гутенберга открывал все большим и большим слоям населения возможность читать печатную книгу. С тех пор библиотеки утвердились в качестве хранителей книг и знаний, причем многие считали, что это неизменно и поэтому библиотеки всегда будут охраняемы, финансируемы и посещаемы.

Все изменило появление интернета и электронной информации. На данный момент библиотеки постепенно утрачивают функцию сохранения информации и встает вопрос о нашей роли в современном мире. По сути, определенного ответа пока нет, но есть несколько теорий. К примеру, одна из них гласит, что библиотека должна превратиться в место межкультурного, межнационального и других диалогов. Библиотеки могут стать пунктом помогающим человеку формировать индивидуальную технологию обучения, получения информации и контактов с другими людьми. Другие библиотеки пытаются превратиться в досуговые центры — проводить различные мероприятия, кинопоказы и т.д. Но в любом случае, в библиотеках должно присутствовать главное — возможность выйти за пределы дома, выключить режим жизни «от холодильника к телевизору» и прийти в среду, где мы можем быть окружены людьми, книгами и диалогами. В процессе всего этого между людьми должна возникать эмпатия, строиться взаимовыгодный конструктивный диалог — и работа по превращению библиотек в такие центры на сегодняшний день ведется. С другой стороны, мы будем продолжать оставаться местом, где человек сможет всегда получить доступ к проверенной и точной информации. Речь здесь не только о печатных фондах, но и об электронных ресурсах, например крупнейшем электронном фонде Президентской библиотеки имени Ельцина, либо подписных электронных системах наподобие Elsevier (один из крупнейших издательских домов мира, выпускающий около четверти всех издаваемых в мире статей из научных журналов) и массы других. Часть библиотечного бюджета на данный момент направляется на закупку электронного контента, часто дорогостоящего, к которому здесь можно получить доступ бесплатно.

Сейчас ведь реализуется программа оцифровки книг в рамках проекта Национальной электронной библиотеки?

Да, такой проект существует. Оцифровкой книг мы занимаемся около 15 лет, а на Западе на протяжении 20–30. До появления федерального проекта Национальной электронной библиотеки каждая библиотека занималась этим изолированно, сама решала, что именно оцифровать в первую очередь. В основном это были старинные издания — книги, газеты, журналы, что связано, во первых, с их ветхостью, а во вторых с законом об авторском праве, который значительно ограничивает возможность оцифровки.

Когда было анонсировано создание Национальной электронной библиотеки, появилась надежда, что проблема авторского права осталась в прошлом и появится возможность оцифровки актуальных изданий, но, увы, законодатели постановили, что переводить в электронный вариант возможно только книги, выпущенные более десяти лет назад, а доступ к ним может предоставляться только в помещении читального зала. Тем не менее, оцифровка книг продолжается в тех рамках, которые нам поставили, — в нашей библиотеке установлено три больших сканера, а еще пять присутствует в районных библиотеках Новосибирской области. На данный момент перед нами стоит задача оцифровки всей наличествующей периодической печати и выкладывание ее в открытый доступ на нашем сайте. Если этому примеру последуют и другие библиотеки, то перед писателями и исследователями, которым требуется доступ к этой информации, исчезнет необходимость путешествовать из библиотеки в библиотеку в поисках материала.

Есть надежда, что в более-менее близком будущем мы сможем получать доступ ко всему массиву накопленных человечеством знаний из дома?

В России, думаю, это произойдет не очень скоро, хотя движение в этом направлении и присутствует. Я предполагаю вариант, что человек мог бы получать доступ к единой библиотечной системе при помощи портала госуслуг. Но пока существует проблема отсутствия в библиотеках необходимого программного обеспечения, которое бы не позволяло пользователям скачивать и дублировать контент, к которому он получает доступ. Если подобные программы будут созданы, то момент открытости информации приблизится — дело тут за государственной поддержкой подобных разработок на должном уровне.

Мы, со своей стороны, стараемся идти в ногу со временем. Так, в 2016 году три библиотеки: наша, ГПНТБ и областная юношеская – перешли к обслуживанию по единому читательскому билету и обеспечили доступ ко всем их электронным ресурсам с одного портала. Мы надеемся, что проект будет расширяться и к нему подключатся другие библиотеки, особенно библиотеки университетов. Кстати, книгу, которую вы взяли в одной из этих библиотек, теперь можно вернуть в любую другую, участвующую в этом проекте.

Сейчас много говорят об утрате культуры фундаментального знания, замене его знанием фрагментарным. Люди все чаще обращаются к поисковикам, к «Википедии» вместо того, чтобы взять книгу и получить полную информацию о том или ином. Это актуально?

Проблема действительно существует. Есть, к примеру, исследования, указывающие, что любители много работать в «Гугле» обладают худшей памятью и хуже усваивают информацию. Помимо этого, когда ссылки на информацию заменяют ее саму, у нас теряется возможность адекватно оценить верность и актуальность данных. Поэтому, конечно, тем, кто хочет получать качественные знания, необходимо обращаться к первоисточникам. В первую очередь это актуально для исследователей, творцов, тех, кто двигает наш мир вперед. Думаю, библиотеки так и будут оставаться площадкой, которая будет сохранять и передавать фундаментальные знания, в которых эти люди нуждаются, из поколения в поколение.

Насколько опасна сложившаяся ситуация? Не можем ли мы очутиться в мире Незнаек?

Тут, возможно, кроется еще и проблема поколений: старшее поколение вообще подозрительно относится к разнообразным новшествам и склонно преувеличивать их угрозу. Если же посмотреть на ситуацию объективно, то западный мир, как мне кажется, уже пережил повальное увлечение интернетом и возвращается к книгам и фундаментальному знанию. Мне кажется, что потребление фрагментарной информации — это увлечение, некая игра, через которую необходимо пройти. Если этого не сделать, то мы нечто упустим и чему-то не научимся. Из сложившейся ситуации необходимо взять все лучшее, отбросить неподходящее и двигаться дальше.

Книги в будущем как-то изменятся?

Они уже сейчас изменяются, но в жизнь эти изменения входят медленно. Сегодня, например, ряд авторов пишут книгу, попутно выкладывая написанное в интернет и приглашая читателя участвовать в развитии сюжетных линий. Также возможно обогащать книгу гиперссылками, подключать дополнительные тематические материалы. Но пока это делается единицами. Вообще, для перестройки сознания людей необходимо не одно поколение — на данный момент большинство читателей все же предпочитают привычные бумажные книги. В будущем же, думаю, будут помимо бумажных и электронные интерактивные книги, которые делают читателя соавтором, глубже погружают его в мир книги.

Будущее, так или иначе, наступает. Каков должен быть баланс между сохранением традиций и новаторством?

Без новаторства вообще нельзя, иначе мы перестанем развиваться. Я считаю, что в первую очередь надо обращать внимание даже не на сегодняшние, а на завтрашние проблемы, которые только намечают себя. Поэтому я бы отдала предпочтение будущему, изменениям, новым возможностям. Отталкиваться от фундаментальных знаний, от традиций, но смело устремляться в новаторство и развитие.

А каким должен быть человек XXI века, который не хочет упустить пульс времени?

Думаю, в первую очередь он должен быть образованным и культурным. Но культура — это не только массив накопленных данных, это еще и то актуальное, что сейчас происходит. Поэтому человеку, который хочет сегодня быть успешным и развиваться, нужно быть открытым новому, не бояться масштаба происходящих изменений и вызовов. Вместе с тем необходима эмпатия, терпимость к чужой точке зрения, умение поставить себя на чужое место и вести с другим человеком диалог. Искать сходства, а не различия. Уметь работать с людьми, даже если эти люди не близки по взглядам и ценностям. Новое время, новый мир означает быть открытым и не бояться завтра изменить то, что было сформировано вчера. Уметь отказываться от заблуждений, не бояться узнавать новое, спрашивать, читать и двигаться вперед. Чтение, безусловно, этому способствует. Читая, мы меняемся внутренне, открываем в себе что-то, что мы потом предъявим миру. Поэтому правильно было бы сказать «Ты то, что ты читаешь».

А как выбрать правильную книгу?

Некоторые говорят: «Я буду читать только классику», и они, конечно, никогда не ошибутся. Ну а если хочется прочесть что-то из современной литературы, то имеет смысл обратиться к спискам различных премий. Конечно, иногда выбор жюри вызывает сомнения, но в любом случае формируются длинный и короткий списки номинантов, а это уже простор для выбора. Кроме того, всегда можно обратиться к рекомендациям авторитетных для вас людей. Наша библиотека, например, тоже рекомендует литературу на своем сайте. Но в конечном счете только сам человек может знать, что ему нужно. Так что смело смотрите рекомендации и выбирайте. Можно, конечно, и ошибиться, но на ошибках учатся. Мне даже в самой скромной библиотеке всегда удается найти для себя что-то интересное.

Есть другой аспект, мне один знакомый говорил, что когда он созерцает большое количество книг, то испытывает тревогу, ведь понимает, какое ничтожное количество книг от общего количества он может прочитать за свою жизнь. Времени у нас, увы, не так много. Так что спешите читать.