Франческо Сансоне: опережая время

3 / 2016     RU
Франческо Сансоне: опережая время
Франческо Сансоне президент Европейской экономической группы GEIEVALUE, глава консалтинговой компании Valore, бизнес-консультант компании Ernst & Young
О гибком мышлении и зарубежных инвестициях в Сибирь.

Член правления фонда Ватикана Centesimus Annus Pro Pontifice (FCAPP). Автор книг «Гибкое мышление» и «Ответственное лидерство: 10 золотых правил того, как стать лидером в инновационной экономике». Эксперт в сфере межличностного общения и развития лидерских качеств. Автор семинаров и тренингов по гибкому мышлению. Рыцарь ордена за заслуги перед Итальянской Республикой.

Вы являетесь автором двух книг о личностном и профессиональном росте, проводите семинары и тренинги, посвященные выживанию в изменившемся мире. Каково ваше позиционирование себя? Ощущаете вовлеченность в некий общемировой процесс или, напротив, считаете себя идущим против течения?

ФРАНЧЕСКО САНСОНЕ: Я абсолютно точно иду в направлении предвосхищения событий. Когда я публиковал мою первую книгу («Гибкое мышление» («Flexible Thinking») в 2003 году, уже начиналась эпоха экономики знаний. К этому времени я закончил разработку своей теории, которая помогает выжить в новых условиях. Это была идея гибкого мышления — развития легкости образа мыслей и применения его в новом экономическом контексте.

А каков этот новый контекст, какие навыки требуются для ответа на его вызовы?

Дело в завершении формирования экономики знаний. Что это такое? Это экономика, которая формируется тремя факторами, присущими новой реальности, — скоростью, неуверенностью и сложностью. Эти три слова — ключ к пониманию современной экономики. В этом суть нового контекста: больше скорости, больше неуверенности, больше сложности процессов. Теперь информация быстро превращается в знания, на основе которых предприниматели создают услуги.

Говоря об изменениях, вспомним 80 е годы. Всё зависело от доступа к информации. Те, у кого он был, могли быстрее разработать новые продукты, предложить новый сервис. На сегодняшний же день технологией обладают все — у каждого из нас есть компьютер, сотовый телефон, всевозможные гаджеты. Мы легко перемещаемся между странами, ограничения на передвижения сняты. Это породило абсолютно новый подход к информации. Исчезла ее недоступность. Напротив, на сегодняшний день есть проблема информационного пресыщения. Когда информации настолько много, что она прибывает со всех сторон, становится сложно отслеживать все ее потоки, они льются со всех сторон, их слишком много!

Поэтому сегодня мыслить стратегически – значит уметь быстро переходить от информации к знанию.

Обрабатывать данные, анализировать информационный контекст, вычленять из него необходимое, а затем на основе полученных знаний создавать новую продукцию и услуги. Это и есть один из компонентов гибкого мышления. Но если на момент написания моей первой книги (2003) экономика знаний только начинала становиться и гибкое мышление было лишь опцией, то сегодня, в рамках ситуации, характеризующейся сложностью, все увеличивающейся скоростью и полной неуверенностью, его отсутствие означает смерть.

Расскажите подробнее про это гибкое мышление, каковы его основные характеристики?

Гибкое мышление – это дирижер нашего сознания. Оно управляет всем ансамблем различных инструментов разума — памятью, интеллектом, эстетикой, этикой, логикой и т. д. Развивая гибкость мышления, мы учимся использовать их в зависимости от собеседника и информационного контекста.

Каждый из нас использует собственный когнитивный язык в общении. Во время беседы мы все склонны к тому или иному типу восприятия информации. Разные когнитивные стили можно свести к четырем основным вопросам, которые в первую очередь интересуют людей: «кто?», «что?», «каким образом?» и «а если?».

Гибкость мышления означает умение разговаривать с каждым человеком на языке его когнитивного типа, понимать друг друга, выстраивать доверительные отношения.

И этот же подход можно применить к анализу информации? Ведь ее тоже создают люди.

Да, именно так. Гибкость мышления является навыком, без которого выживание в современном усложненном мире в принципе немыслимо. Поэтому я написал две книги, посвященные этой теме, и стал автором курсов, которые я провожу по всему миру — в США, Европе, а в последнее время и в России. На этих курсах я показываю, как можно развить гибкость мышления и применять ее для улучшения своих профессиональных навыков, чтобы идти в ногу со временем.

Как и ожидается от человека с подобным подходом к жизни, ваша деятельность не ограничивается бизнесом. Вы являетесь членом правления фонда Ватикана Centesimus Annus Pro Pontifice (FCAPP), ведущим активную социальную деятельность. Расскажите о ней поподробнее.

Наш фонд назван в честь одной из энциклик Иоанна Павла II. Он относится к деятельности Ватикана, присутствует более чем в 21 стране мира и имеет оборот около 9 мил-лиардов долларов в год. Основу фонда составляет мировая христианская интеллектуальная элита — бизнесмены, научные деятели, высококлассные специалисты, работающие по принципу «think tank». Цель фонда — распространение принципов доктрины Церкви в экономической и социальной сферах. В этой структуре я являюсь членом совета правления.

Социальная доктрина Церкви, претворением которой в жизнь занимается фонд, являет собой свод всей массы знаний, накопленных христианами, по оперированию в социальных и экономических реалиях. Она основана на трех китах — ответственности, субсидиарности (то есть решении вопросов на максимально возможном удаленном от центра уровне) и развитии. Эффективность свою данный подход доказал, впрочем, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

Говоря о развитии — и переходя к практическим темам. Недавно российско-итальянские отношения ознаменовались многообещающим событием — заключением соглашения о сотрудничестве между Новосибирском и Ломбардией. Оно предполагает сотрудничество во многих областях, включая нефтегазовую отрасль и обработку продуктов питания. Вопрос к вам как к бизнесмену: какие вы видите перспективы в данном направлении?

Заключение данного соглашения — важный шаг в развитии нашего сотрудничества, который, я очень надеюсь, принесет свои плоды. На мероприятия, приведшие к его заключению, за последние годы было потрачено много сил — и теперь необходимо выжать из него максимум. Очень важно, что оно является не чисто политическим, но напрямую затрагивает экономические вопросы.

На мой взгляд, особо важно интенсифицировать сотрудничество в сфере обработки продуктов питания (food processing), что будет весьма полезно с точки зрения развития России. Как мне известно, на данный момент российское правительство выделило на развитие данного направления весьма серьезное финансирование — и очень важно дать знать российским предпринимателям, что в этой области присутствует достаточное количество ресурсов, ждущих, чтобы быть потраченными. В рамках сотрудничества между нашими странами имеет смысл сконцентрировать усилия на данном направлении. В этом плане я восхищаюсь предусмотрительностью российского правительства, заблаговременно выделившего средства для развития данной сферы.

Вы являетесь президентом консорциума GEIEVALUE. Существуют ли у вас какие-либо планы по реализации совместных с Россией проектов?

В нашей группе состоит более 150 участников, причем это компании не только из Италии, но и из Австралии, Испании, Румынии, Германии. Профиль их деятельности — нефтегазовая сфера, развитие инфраструктуры, различные производства, туризм. Основная задача консорциума, президентом которого я являюсь, заключается в оказании помощи в продвижении предприятий на рынках других стран — то есть их интернационализация.

На данный момент многие из компаний, входящих в GEIEVALUE, готовы приехать с инвестициями в Сибирь. Мы настроены весьма оптимистично и ожидаем плодотворного сотрудничества.

И, пожалуй, последний вопрос. Сейчас необычайно актуальна тема санкций, введенных Евросоюзом против России. Насколько они способны помешать сибирско-итальянскому сотрудничеству?

Санкции, конечно, несут в себе мало приятного, однако не являются чем-то непреодолимым. Основная сложность тут в нахождении тех сфер и видов деятельности, которые под них не попадают.

Например, на данный момент существуют самые широкие возможности для развития нефтегазовой сферы. Европейские предприятия, входящие в наш консорциум, могут осуществлять поставку как материалов, так и технологий в объеме, достаточном для полного покрытия потребностей сибирского федерального округа.

Также мы возлагаем большие надежды на развитие сферы обработки продуктов питания (food processing) — дальновидность Владимира Путина, в рамках индустриальной политики которого были выделены средства для развития данной области, могла бы послужить залогом весьма плодотворного сотрудничества в данной сфере.

Консорциум, интересы которого я представляю, в свою очередь, готов сделать все для развития сотрудничества между нашими странами и инвестировать в российскую экономику — что и будет эффективным способом минимизировать вред санкций.