Флагманы Российской стоматологии

10 / 2016     RU
Флагманы Российской стоматологии
Владимир Викторович Садовский президент Стоматологической ассоциации России (СтАР)
О том, какие обязанности и преимущества дает статус инновационного центра Стоматологической ассоциации России.

Президент Стоматологической ассоциации России (СтАР) Садовский Владимир Викторович посетил Новосибирск в рамках проведения симпозиума «Клуб руководителей стоматологических организаций «Экономика и менеджмент в стоматологии», который прошел в Новосибирском государственном медицинском университете 25 ноября. Журналу СТИЛЬ высокий гость рассказал о задачах, которые СтАР решает сегодня в сфере российского здравоохранения, и о проекте «Инновационные центры СтАР», призванном стандартизировать критерии качества работы стоматологов России и помочь пациентам лучше ориентироваться на рынке стоматологических услуг.

СТИЛЬ: Владимир Викторович, расскажите о Стоматологической ассоциации России: почему ваша организация имеет право вырабатывать и утверждать критерии оценки стоматологических услуг в России?

ВЛАДИМИР САДОВСКИЙ: Стоматологическая ассоциация России (СтАР) — единственная профессиональная стоматологическая организация федерального уровня, зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации. Ассоциация действует в соответствии с Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Статья 76 ФЗ № 323 определяет те виды профессиональных некоммерческих организаций, которые государство привлекает на свою сторону для сотрудничества или которым передает часть государственных функций.

А Вы могли бы рассказать нашим читателям более подробно?

Организация должна иметь в своем составе не менее 50% физических лиц одной специальности, участвующих в оказании медицинских услуг на территории России. На сегодня в СтАР входят 73 региональных общественных объединения, которые состоят в федеральном списке Единого федерального реестра (ЕГРЮЛ). От Новосибирской области в СтАР входит Новосибирская областная общественная организация стоматологов, которую возглавляет декан Новосибирского государственного медицинского университета Ирина Николаевна Брега. Вместе с представителями других регионов Ирина Николаевна входит в Федеральный совет СтАР. Также в Совет СтАР входят шесть членов Российской академии наук (РАН) из Москвы, Санкт-Петербурга и Твери. Кроме того, СтАР тесно сотрудничает с высшими учебными заведениями, которые готовят для нас врачей-стоматологов – будущих членов ассоциации СтАР. Словом, на сегодня СтАР — это передовая в России медицинская ассоциация, созданная из представителей одной врачебной специальности.

Зачем врачу или клинике вступать в Стоматологическую ассоциацию России?

В нашей стране развивается принцип непрерывного медицинского образования врачей, который базируется на общепризнанной международной системе «Век живи — век учись».

А кто будет отвечать за это образование после окончания врачом вуза? В ряде стран Европы и в США данная компетенция принадлежит именно профессиональным ассоциациям, без участия которых врач даже не может подтвердить свою лицензию. Я думаю, что и Россия рано или поздно придет к подобному постдипломному образовательному стандарту в медицине. В то же время, в отличие от Запада, где в стоматологии торжествуют врачи-одиночки, имеющие индивидуальные лицензии на оказание медицинских услуг в России, обладателями лицензий являются юридические лица, обладающие правом найма специалистов. Поэтому в своей работе мы делаем ставку именно на клиники, которые с помощью СтАР могут внедрить мировые стандарты качества на своей базе и сказать остальным: «Делай, как я!» Этим Прометеям отечественной стоматологии мы присваиваем статус инновационных центров СтАР. Пока в Новосибирске есть только один инновационный центр — это медицинская клиника UMG.

Каким критериям должна соответствовать клиника, чтобы получить статус инновационного центра СтАР?

Стоматолог — это высокотехнологическая профессия. Мы зубы не заговариваем, а лечим, восстанавливаем здоровье человека, поэтому значение имеет всё: и оборудование, и материалы, и знания, и навыки, и условия, в которых врачи ведут прием, и патронаж пациентов, и диспансерное наблюдение, и т. д. Если инновационный центр не уточняет свою специализацию – дентальная имплантация или детская стоматология, в нем должны оказывать помощь по всем стоматологическим направлениям в полном объеме. Кроме того, статус инновационного центра обязывает не только оправдывать ожидания пациентов, но и быть объектом конкурентного наблюдения в среде коллег. Поэтому главный врач инновационного центра должен иметь сертификат не только, допустим, стоматолога-хирурга, но и еще и организатора здравоохранения или юриста со специализацией «менеджмент в области здравоохранения».

Предлагаю поговорить о допуске врачей к медицинской деятельности более предметно. Какие произошли изменения в этом году?

Появились новые требования, которые касаются как инновационных центров, так и всех стоматологических клиник страны. Теперь врачам придется ежегодно набирать 50 учебных часов (по европейской модели они будут называться «кредитами»). Перед сдачей экзамена один раз в пять лет врачи будут предъявлять комиссии документы о том, что они прошли 250 часов различных образовательных программ. Каждый год 14 часов обучения из положенных 50 врач должен освоить через СтАР (или ее Новосибирское отделение, а также в любом из инновационных центров, имеющих учебные классы) под контролем Министерства здравоохранения, фиксируя свои «кредиты» в своем личном кабинете на федеральном портале. Остальные 36 часов он может пройти в другой образовательной организации, например в Новосибирском государственном медицинском университете.

Сколько клиник имеют статус инновационного центра в целом в России?

На сегодня этот статус имеют 137 организаций, 11 из них узкопрофильные – это, например, инновационные центры по детской стоматологии.

Обязанностей этот высокий статус подразумевает много, а какие преимущества получает клиника?

Во первых, право на использование торговой марки СтАР. Для потребителей это сигнал: если вы видите знак качества нашей ассоциации рядом с логотипом клиники, то можете смело доверять этому учреждению.

Это значит, что клиника лучше всех остальных?

Мы не можем сказать, что другие клиники хуже или лучше. Но степень доверия к инновационному центру заведомо выше, так как этот статус получить нелегко и выдается он только исполнительной дирекцией СтАР в Москве. Причем выдается не просто так, а только при поддержке местного профессионального сообщества, с которым мы советуемся по каждой клинике-кандидату. Кроме нашего знака качества, инновационный центр имеет право на участие в практических конференциях и мастер-классах и конференциях в России и за рубежом. А также такая клиника получает юридическое сопровождение своей деятельности, обращаясь к нам с запросами по тем или иным неясным моментам, которые мы можем решить, находясь на стыке двух министерских «империй»: Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения, чьи приказы нередко противоречат друг другу по образовательному компоненту.

Владимир Викторович, а почему пациенту стоит обращаться именно в инновационный центр СтАР?

Стоматология — это инвазивная специальность, так как зуб является биологической субстанцией, в которую мы попросту внедряемся. При этом мы работаем и на слизистой оболочке, и с десной, отвечаем за здоровье околочелюстных тканей, гармонизируя не только улыбку, но и все лицо. Поэтому у пациента должно быть стопроцентное доверие к клинике и к специалисту, который его лечит. К докторам инновационных центров предъявляются самые высокие требования. У каждого из них должен быть целый набор документов: диплом, сертификат специалиста или, как альтернатива ему, свидетельство первичной аккредитации. А также иные документы, связанные со здоровьем медицинского работника, гарантирующие безопасность для здоровья пациента. Помимо требований, предъявляемых к врачу, мы разработали и утвердили клинические рекомендации для большинства стоматологических заболеваний, которые специалист инновационного центра обязан выполнять. Разумеется, качество работы врача во многом зависит от технологических возможностей клиники, например, сельский доктор не сможет выполнить всех предъявляемых к нему требований. Техническое оснащение инновационных центров должно соответствовать утвержденным нами высоким стандартам. Поэтому качество лечения в Инновационных центрах значительно выше.

Какие требования предъявляются к техническому оснащению инновационного центра? Что из оборудования должно быть в клинике и почему не все медицинские учреждения могут обеспечить наличие у себя необходимой техники?

Частная стоматология — это колоссальные инвестиции. Даже кабинет на два-три стоматологических кресла невозможно подготовить и оснастить меньше чем на 100 тысяч евро. А поскольку сегодня в понятие «джентльменского набора стоматолога» входит установка дентальных имплантатов, одним кабинетом вы не обойдетесь. Нужно иметь отдельную операционную и в ней все необходимое оборудование, включая компьютерный томограф в специально оснащенном рентгеновском кабинете с отдельной лицензией, а это еще от 60 до 300 тысяч евро. Представьте, какова себестоимость полного цикла стоматологических услуг, которые обязан оказывать инновационный центр. Плюс все это требует соответствующих помещений, получения техпаспортов — все это услуги государства и прочих организаций, которые нужно оплачивать. Я уже не говорю о стоимости аренды или покупке помещения для клиники в собственность.

Поскольку Вы являетесь главным врачом стоматологической клиники в Москве, Вы знаете об этом наверняка?

Да, я возглавляю стоматологическую клинику «На Смоленской». И, опираясь на свой опыт, могу сказать, насколько трудно российским стоматологам покрывать свои расходы на восстановление утраченного пациентами здоровья. Стоматологические услуги в нашей стране пока системно не входят в потребительскую корзину — население к этому просто не готово. Люди готовы тратить немалые деньги на рестораны, дорогие автомобили, туристические поездки и косметические салоны, но при этом экономят на качественных стоматологических услугах, считая их неоправданно дорогими. Для того чтобы обеспечить высокое качество лечения зубов, мы вынуждены инвестировать в образование специалистов, оборудование и в расходные материалы. Наша отечественная промышленность в стоматологии пока очень слаба в конкурентном пространстве. Поэтому внедрять в России мировые стандарты лечения могут только клиники, у которых хватает и профессионализма, и кругозора, и материальных средств. И поэтому Стоматологическая ассоциация России ориентирует все стоматологическое сообщество страны именно на такие клиники–флагманы технологической и клинической эволюции в соответствии с общемировыми достижениями.

СЛЕВА НАПРАВО:
Вячеслав Леонидович Торсунов, главный врач клиники UMG,
Владимир Викторович Садовский, президент Стоматологич. ассоциации России (СтАР),
Дмитрий Васильевич Подъяпольский, генеральный директор клиники UMG,
Инна Николаевна Мюльбаер, исполнительный директор клиники UMG