Только у настоящего искусства есть шанс выжить

1 / 2016     RU
Только у настоящего искусства есть шанс выжить
Вадим Репин российский скрипач
В Новосибирске не так много крупных культурных проектов и фестивалей, способных сформировать имидж города на международном уровне. Транссибирский арт-фестиваль, безусловно, один из них.

СТИЛЬ: Вадим, в апреле Транссибирский арт-фестиваль, ваш главный проект, состоится уже в третий раз. Как бы вы сформулировали его концепцию?

ВАДИМ РЕПИН: Фестиваль — это мост между Западом и Востоком. Его концепция похожа на концепцию Транссибирской магистрали. Только наш мост — культурный, музыкальный, творческий. Это площадка для встречи и общения интересных личностей, создающих искусство.

Что для вас и фестиваля означает выход на международный уровень?

Межконтинентальный, я бы сказал, — это Израиль, Япония, Южная Корея и один проект в Лондоне, который мы также покажем в Новосибирске. Первоначально мы так всё и планировали, хотя не столь стремительно. И я очень рад, что уже на третий год фестиваля мы вышли на мировую арену.

Кто ваш зритель и слушатель?

Мы приветствуем абсолютно всех. Любой человек может отреагировать на музыку неожиданным образом, сам того не подозревая, и притом отреагировать правильно, в любом случае. Нужно иметь открытую душу, чтобы принять те энергетические посылы, которые мы пытаемся создать в концертной атмосфере. И кто-то может оказаться в стадии медитации, задуматься о чем-то, кто-то хочет кричать от восторга, а кто-то может и слезу проронить, ведь есть настолько проникновенные произведения, которые не могут оставить равнодушным ни одного человека. Любое музыкальное произведение — это путешествие в мир музыки и красоты. Мы как музыканты каждое путешествие проходим годами, изо дня в день, посвящая этому процессу много времени и таланта. Поэтому для слушателей мы можем выступать в роли гидов и показывать как невероятной красоты панорамные виды, так и отдельные закоулочки этого огромного мира.

Что является для вас главным событием в программе третьего фестиваля?

Абсолютно всё! Очень трудно выделить что-то одно. Хотя, безусловно, первый приезд в Сибирь одного из признанных королей музыкального мира, выдающегося скрипача и дирижера Пинхаса Цукермана нельзя не отметить. С легендарным виолончелистом Мишей Майским и неповторимым виртуозом-пианистом Борисом Березовским у нас запланированы совместные концерты. Очень интересной будет премьера немого кино Love с Гретой Гарбо в главной роли — специально к фестивалю для этого фильма пишется новый саундтрек.

Перед вторым фестивалем вы говорили, что, по сравнению с первым, организовывать его было труднее. Почему так? И как происходит в случае с третьим фестивалем?

С каждым разом приходится прикладывать больше усилий, чтобы удивить зрителя. Поэтому чем дальше, тем будет труднее. И потом, ситуация, в том числе финансовая, усложнилась сейчас для всех, и с этими препятствиями тоже необходимо работать. Главное для нас — чтобы ни в коем случае не пострадали артистический уровень и наполненность наших событий. Кроме того, сейчас такие времена, когда шанс выжить есть только у чего-то настоящего. Проекты менее правдивые, с меньшей отдачей, уходят.

Важна ли для вас обратная связь от зрителей?

Конечно, ведь все, что мы делаем, — для тех, кто, в общем-то, должен вернуться в концертный зал. И если вдруг им что-то не понравится в нашей работе, как мы можем ждать их обратно к себе в гости?

Почему вам нравится работать в Новосибирске? Только из-за того, что это ваш родной город, или вы видите в нем особенный потенциал?

Потенциал есть везде, его просто нужно построить и затем разумно использовать. Конечно, в первую очередь, Новосибирск — мой город, я здесь вырос и учился, становление моего характера и наработка большой части скрипичного репертуара происходили именно здесь. Поэтому мне радостно концентрироваться именно на Новосибирске.

Вы принимали участие в работе жюри Международного конкурса имени Чайковского. Часто ли вы вообще работаете с молодежью? Почему вам это интересно?

Я работаю с молодежью очень часто. Приезжая гостем на выступление с оркестром или на какой-нибудь фестиваль, в гостинице я первым делом получаю письмо из местной консерватории или школы искусств с просьбой посетить их с мастер-классом. Как только у меня появляется между репетициями свободное время, я с радостью это делаю. Порой нескольких профессиональных советов молодому музыканту бывает достаточно, чтобы избежать в будущем некоторых проблем и ошибок.

Вадим, ваш путь музыканта отмечен огромным количеством удач. Самое важное, что вело вас по этому пути, — это?..

Огромный труд. Еще, конечно, мне крайне повезло с учителями в Новосибирске — это Захар Брон, который передал мне школу игры на скрипке. Моя мама, целиком посвятившая мне свою жизнь. Другие педагоги, которые многому меня научили. И в течение жизни мне везло встречаться с великими мастерами, подсматривать за их работой и учиться у них.

Есть ли у вас амбиции быть лучшим в профессии?

Они есть у каждого, иначе не бывает. Но выражаются они не в мечтах о вершине, которую хочется покорить, а на сцене — когда каждый концерт благодаря жертвенности и полной самоотдаче становится настоящим событием.