Театральный экшен

1 / 2016     RU
Театральный экшен
Георгий Ковтун артист балета, балетмейстер, хореограф, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист Республики Татарстан
Каков уровень новосибирских танцовщиков и почему нужно менять российское телевидение.

СТИЛЬ: Георгий, что вас вдохновляет?

ГЕОРГИЙ КОВТУН: Искусство, во всех его проявлениях. Я большой поклонник Цирка Дю Солей: то, какие трюки они делают и как преподносят зрителю, вдохновляет меня на масштабные интересные проекты. В начале своей карьеры несколько лет я сам работал в сфере цирка, поэтому многие мои спектакли отличаются разнообразием сложных технических элементов. К сожалению, не все мои задумки, навеянные цирковыми представлениями, возможно воплотить в России: по техническому оснащению Запад опережает нас на десятки лет
В том искусстве, в котором сейчас я реализуюсь, хочется регулярно создавать новые проекты, идти по еще не проторенным дорогам. Я постоянно пребываю в состоянии вдохновения, но приходится много работать на коммерческой основе, когда ставят в определенные рамки: существует основа, в которую нужно вложить новый материал.

Творческому человеку сложно работать в жестких рамках…

В таких случаях важно заинтересовать себя той основой, которую тебе предлагают: изучить жизнь автора, погрузиться в историю создания произведения, раздобыть интересные факты. В конце концов наступает момент, когда ты понимаешь, что влюбляешься в проект и начинаешь воспринимать его как ребенка, которого нужно накормить, поставить на ноги и выпустить во взрослую жизнь. Я всю свою жизнь существую в двух мирах — действительном и мечтательном — умело балансируя на их гранях, удается зарядиться силами и энергией для реализации новых идей.

Вы уже не в первый раз ставите спектакль в Новосибирске, изменился ли уровень танцовщиков и каков он сейчас?

С моего первого спектакля в Новосибирске прошло уже 15 лет, и, конечно, труппа уже фактически полностью изменилась. В новом «Спартаке» танцовщики столкнулись со сложнейшей хореографией — многие элементы ни разу не встречались на танцевальном пути артистов, но они показали очень высокий уровень профессионализма. Напряжение было еще и в том, что репетиции «Спартака» начались сразу же после выхода предыдущего спектакля. В этом году публике откроется много молодых имен, которые раньше оставались в тени более опытных артистов, — благодаря своим техническим данным и еще не целиком раскрытому потенциалу молодые танцовщики выступают наравне с уже известными городу и стране лицами.

В каком состоянии сейчас находится российская культура?

В упадническом. Говоря о духовности, стоит заметить, сколько ушло в никуда народных ансамблей: раньше помимо профессионального обучения люди шли в дома творчества, занимались театральным искусством, музыкой, хореографией, сейчас это практически исчезло. По какой-то причине грузины, армяне могут продемонстрировать свой народный танец на любом мероприятии, даже молодежном, и они гордятся этим, это считается модным, а русские — нет. То есть получается, что те народы хранят и чтут свои истоки и традиции, а великие и могучие россияне их уничтожают.
Сейчас можно встретить такие ситуации, когда хореографическое училище существует отдельно от театра — никогда такого не было и быть не должно! Это подобно тому, как младенца отрывают от матери. Балет — самое противное, неестественно созданное направление искусства, детям с маленького возраста ломают руки и ноги — ученики должны воспитываться в атмосфере театра, вдыхать пыль кулис, а сейчас непонятно, что будет с этим поколением по окончании хореографического училища. Более того, подобные учреждения становятся больше похожими на школу: количество общеобразовательных предметов заметно превышает танцевальные направления.
Я работаю с чемпионами мира по фигурному катанию — эти ребята не учатся в школе, их обучение проходит на дому, потому что тренировки происходят регулярно по несколько раз в день. Но я замечаю, что они более приспособлены к усвоению информации: мгновенно изучают иностранные языки, в постоянных путешествиях по миру, им легче дается любое направление, будь то математика, хореография или литература. Это происходит потому, что они уже знают, чем будут заниматься в жизни, у них есть цель и они идут к ней, а не сидят без дела за компьютерами. Чем больше у ребенка свободного времени, тем больше он ленится.
Или, например, в каждой американской школе есть духовой оркестр, а в каждом городе – симфонический…

Вы уже несколько раз сравнили нашу культуру с западной — что нам нужно изменить, чтобы быть не хуже Америки?

Телевидение оказывает колоссальное влияние на развитие детей, подростков. В Америке, бесспорно, есть различные телепередачи, но такого количества негатива, которое демонстрируется на каждом российском телеканале, нет: американские законы просто запрещают это показывать. И русский ребенок, глядя на проявление несправедливости и жестокости, понимает, что так можно и нужно себя вести, потому что так проще. О каком развитии культуры может идти речь, если из сотни российских телеканалов — всего один под названием «Культура», где можно послушать и посмотреть классические шедевры музыки, кинематографа, театра? Все искусство упирается в коммерцию.

Какие у вас планы на предстоящий год?

Ну, конечно, это премьера «Спартака» в новосибирском театре. В феврале состоится показ моей новой постановки в Казани, для которой специально пишется музыка! На сегодняшний день это очень редкий случай, когда спектакль создается с нуля. Раньше министерство заказывало композиторам музыку к предстоящим премьерам, сейчас же большинство талантливых музыкантов складывают свои творения в стол, потому что они никому не нужны. Также в планах несколько спектаклей в российских и зарубежных городах.