Нужно уметь жить синхронно с ситуацией…

1 / 2016    RU
Татьяна Людмилина генеральный директор Новосибирской государственной филармонии
Как культурному учреждению существовать в условиях кризиса.

СТИЛЬ: Как за два года удалось достигнуть увеличения прибыли почти на 80%?

ТАТЬЯНА ЛЮДМИЛИНА: Первое, что способствовало увеличению дохода — это ввод в эксплуатацию Государственного концертного зала имени А. М. Каца в полном объеме. Он был открыт 11 сентября 2013 года, в марте 2014 года мы начали проводить на этой площадке ежедневные мероприятия, связанные, естественно, с концертной деятельностью. И так сложились обстоятельства, что именно в этот год к нам приехали очень известные музыканты — ведущие мэтры Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв со своими оркестрами и много гастролеров. Посредством такой репертуарной политики мы, во первых, заявили о появлении на культурной арене Новосибирска масштабной концертной площадки, а во вторых, вызвали интерес и доверие зрителей, поскольку представили публике разнообразие музыкальных жанров. Приведение в систему фестивального направления также послужило подспорьем тому, что к нам пошел зритель. Появился «Транссибирский Арт-фестиваль» Вадима Репина — это приезд звезд мировой величины и практически ежедневные выступления самого Вадима, всемирно известного скрипача и гордости Новосибирска. Неотъемлемой частью городской фестивальной афиши Новосибирска давно стали такие проекты филармонии, как Международный джазовый фестиваль Sib Jazz Fest, Международный Рождественский фестиваль искусств. Не так давно мы запустили международный саксофонный фестиваль Siberian Sax Fest, фестиваль оркестров народных инструментов «Струны Сибири», большой проект «Хоровое вече Сибири». Очень важно, что в программе каждого мероприятия обязательно участвуют наши творческие коллективы. Мы сделали неотъемлемой частью нашей работы «концерты шаговой доступности»: теперь можно не ехать к нам из отдаленных районов — мы сами приезжаем и выступаем в городских Домах культуры. Давно и регулярно идет концертная работа во всех районах Новосибирской области. Уже второй год филармония предлагает слушателям большие новогодние праздники для детей. В прошлом году нам удалось провести семь полномасштабных «елок», в этом году мы устроили уже тринадцать представлений для детей старшего возраста и шестнадцать — для малышей до трех лет. Общее количество детских мероприятий в эти новогодние праздники достигло двадцати девяти, и нужно понимать, что это не просто праздничные представления, для детей это зачастую первое соприкосновение с музыкальным искусством. Это некий базис для будущего, ведь чем раньше ребенок сталкивается с какой-то сферой жизни, тем большую потребность она будет вызывать у него в дальнейшем.

Как повлияла ситуация в стране на деятельность филармонии?

Мне кажется, что кризисная ситуация пока нас не затронула. Новосибирск — город высокой культуры, и это не пустые слова. У нас интеллектуальная и интеллигентная зрительская аудитория, она очень избирательна, ей есть с чем сравнивать, поскольку культурная жизнь Новосибирска достаточно разнопланова. Пока что, на мой взгляд, перед зрителями не стоит вопрос — пойти в какое-либо культурное учреждение или нет, но в 2016 году, мне кажется, у некоторой части населения подобный вопрос может возникнуть. Мы все это понимаем и стараемся не увеличивать цены на билеты, исключением могут стать выступления гастролирующих артистов, для которых существует определенная смета затрат.

Я работаю в сфере искусства уже несколько десятилетий и могу сказать, что финансирования не хватало никогда, я не помню времени, когда его было в избытке. Нужно уметь правильно выстраивать деятельность организации, за которую ты несешь ответственность, в различных обстоятельствах. Конечно, легко работать в комфорте — иметь финансирование, реализовывать новые проекты, а можно научиться делать все то же самое, только в более скромных финансовых условиях. Это профессионализм — умение правильно построить программу, продумать стратегию, понимать, когда и в какой период приглашать артистов, чувствовать заинтересованность зрителя. И, конечно, надо учитывать, что это все не смогло бы воплотиться в жизнь при отсутствии высококлассных творческих коллективов и профессиональной команды менеджеров. Иногда мне кажется, что в концертной и театральной сфере я знаю все, а иногда я с интересом узнаю что-то новое для себя, потому что нельзя игнорировать сегодняшние тенденции. Нужно уметь жить синхронно с ситуацией.

Какая на данный момент ваша целевая аудитория?

Целевая аудитория нашего ключевого коллектива, Новосибирского академического симфонического оркестра, — это сложившийся десятилетиями абонементный возрастной зритель, для которого подобные мероприятия уже являются частью жизни. Публика более динамичных музыкальных жанров моложе — 20–25 лет. Мы стараемся максимально расположить к нам совсем юных зрителей, проводя крупные детские праздники и концерты. Я не могу сказать, что в залах всегда преобладает молодежь, но то, что ежемесячно ее присутствие увеличивается, это точно. Также публика среднего возраста, уже определившаяся в жизни, преуспевшая на своем профессиональном поприще, составляет довольно крупную часть нашей аудитории, поскольку у этих людей уже есть время, желание и финансы, чтобы вкладывать в себя.

Чего ждете от 2016 года как руководитель, как личность?

Когда я пришла на эту должность два года назад, я сказала, что наша общая задача — сделать Новосибирскую филармонию одной из лучших в России. То, что мы осуществили эту цель в масштабах Сибири, очевидно, это подтверждают и желание артистов из многих городов выступать у нас, и полные зрительные залы. Для меня очень важно, что сегодня сотрудники и артисты филармонии ощущают себя более уверенно в той сфере, в которой реализуются. У них появляется не просто обязанность хождения на работу, а некий кураж — я хочу, чтобы это состояние сопровождало наш коллектив хотя бы на протяжении 2016 года. Ведь когда ты пребываешь в таком состоянии, появляется вдохновение, все проекты успешно воплощаются на сцене, а эта атмосфера неизбежно захватывает зрительный зал — тогда получается настоящий праздник!

В ближайшие три месяца нашу публику ожидает вихрь новых ощущений и эмоций, которые они смогут получить на февральском фестивале «Струны Сибири», на вечерах современной музыки «мARTовский код» и апрельском «Транссибирском Арт-фестивале 2016».